Do or die
Закрывая «римскую» тему, расскажу вам еще об одной женщине, воевавшей с Римом, причем удачно. Правда, Рим уже был не тот.
читать дальшеШел год 375, и Римская империя была уже христианской. Хотя Римскую империю сотрясали внутренние проблемы, ослабить хватку на сирийских землях она не желала. У власти находился император Валент, которого впоследствии называли последним истинным римлянином, и которому досталась в наследство от предшественников довольно сложная религиозная ситуация.
Все началось в правление императора Юлиана, который начал решительно восстанавливать язычество по неоплатонианскому образцу в самом сердце новой религиозной столице империи – Константинополе. Оставшись полным сиротой в 6 лет, Юлиан учил греческую философию и литературу с Мардонием, жил в Никомедии, был знаком с Либанием. Речи последнего, язычника, он, христианин, сам слушать не мог, но изучал их записи. Юлиан жил в Пергаме и Эфесе, и лично общался с Максимом Эфесским.
Ни Юлиан, ни брат его Галл не пользовались милостью императора Констанция, и жили практически в ссылке, но у Констанция не было наследников, и ему пришлось, почти против воли, назначить своим преемником Галла, которого он считал меньшим из двух зол. Да, Галл и был меньшим, но он еще и был совершенно не способен думать, делать выводы и проводить их в жизнь, поэтому сразу наделал в качестве наместника в Антиохии столько ошибок, что его просто убили. У Констанция под рукой остался только Юлиан.
Женив нелюбимого родственника на своей сестре, Констанций отослал Юлиана воевать в Галлию, в надежде, что время как-то разрулит ситуацию. В лучшем для Констанция случае Юлиан мог погибнуть, оставив сына, который приходился бы Констанцию родным племянником.
Все вышло не так. Юлиан одерживал в Галлии победу за победой, и его популярность в войсках росла. В результате, армия провозгласила Юлиана императором, что для того стало полнейшей неожиданностью. Если бы Констанций был умнее или в принципе умел доверять, все могло бы закончиться вполне мирно. Но Констанций потребовал от Юлияна полной отставки, а армию он решил отправить на азиатскую границу. У Юлиана не осталось выбора, как только идти на Констанция войной.
Став императором, Юлиан был достаточно реалистичен для того, чтобы понять, что восстановление в империи язычества в прежнем виде невозможно. Хорошо зная устройство христианской организации, он ввел сходную иерархию и среди языческого духовенства. В храмах стали проводиться по аналогии с проповедями беседы и чтения работ эллинских философов, было введено пение, столь дорогое сердцу простого прихожанина.
Юлиан объявил веротерпимость, вернул из ссылок опальных философов и потихоньку стравил представителей разных христианских конфессий между собой.
Тем не менее, положение в Азии требовало от Юлиана разобраться с Ираном, где неудержимо набирали силы Сассаниды. Там он и сгинул. Не потому, что ему изменил стратегический нюх, а потому, что его, как и многих до него, предали, причем дважды. Первым предателем стал перс, обещавший Юлиану помощь изнутри, но заведший армию и флот римлян в пустыню. Кто стал другим – неизвестно. Христиане потом приписывали эту «честь» святому Меркурию.
После смерти Юлиана последовало некоторое замешательство. Власть попытался прибрать к рукам некий Прокопий, дальний родственник Юлиана, но ему банально не хватило денег, чтобы удержать рядом с собой союзников: ни сами римские легионеры, ни наемники за идею не воевали. Кто был неплатежеспособен, был им не нужен. Прокопий был, в свою очередь, предан и выдан Валенту, который и казнил его где-то во Фракии.
Так мы подошли к Валенту, и к истории о королеве-воительнице Мавии.
Валент тоже не слишком-то приветливо относился к христианству, и, будучи чистопробным арианцем, частенько притеснял христиан и словом, и делом. Он был довольно нетипичным императором в том смысле, что он присоединился к армии только во время похода Юлиана на Персию. До этого Валент был типичным штатским. Воевал он, впрочем, неплохо, но время уже работало против него. Мир вокруг изменился, изменились и сами римляне. Религиозные распри разъели единство нации и сделали ее уязвимой.
Как ни странно, конфликт Валента с теми, кого можно назвать сарацины (свободная конфидерация арабских полукочевников, теснимых Сассанидами в Аравии), носил именно религиозный характер. Сарацины хотели себе епископа-ортодокса, а Валент настаивал на епископе-арианце.
Мавия же, ставшая во главе конфидерации после смерти своего мужа, то ли стала ортодоксальной христианкой к моменту конфликта, то ли после него, но она решительно потребовала от Валента назначения не просто епископа-ортодокса, а вполне конкретного монаха-отшельника, имевшего на нее большое влияние.
Мавия собирала и тренировала свои войска довольно долго, аж до 378 года. Зато потом промчалась вихрем по Аравии и Палестине, задев оскользом Египет. Мавия вела свои войска в бой лично.
Для римлян было неприятным сюрпризом то, что Мавия прекрасно использовала чисто римскую стратегию и тактику в серьезных битвах, одерживая победу за победой над войсками губернатора Палестины и Финикии. В перерывах же успешно трепала партизанскими выходками гарнизон Алеппо. Римский Восток был готов к отделению от Империи под власть Мавии и ее арабов.
Самую потрясающую победу Мавия одержала над силами самого главнокомандующего римскими силами на Востоке. Она применила в этом сражении не только римские военные приемы, но и скомбинировала их с чисто арабскими боевыми методами.
Валенс был вынужден запросить Мавию о мире, который и получил на определенных условиях. Одним их них было назначение столь милого душе королевы монаха-отшельника епископом. Именно с этого началось возвышение христианской церкви на Востоке, что привлекло в регион массу людей из Месопотамии. Мавии также удалось вытребовать для своих арабов статус союзника римлян, а не просто подданных империи, который они имели при Юлиане. Дочь Мавии, принцесса Шазидат, была выдана замуж за офицера римской армии, Виктора.
Когда Валент увяз в войне с готами, Мавия послала ему на помощь свою кавалерию. Увы, в непривычных условиях арабы показали себя не слишком эффективными. Готы оттеснили римлян к Константинополю, сам Валенс погиб, а остатки воинов Мавии вернулись домой изрядно потрепанными.
Новый император, Теодосий, предпочел подружиться с готами и включить их в свой управленческий аппарат – в ущерб арабам, которые сочли себя, разумеется, оскорбленными. В конце концов, они-то свято соблюдали букву и дух заключенного с Империей союза. Новое восстание против римлян началось в 383, но было, на этот раз, подавлено.
Неизвестно, участвовала ли Мавия в этой второй войне с Римом. Скорее всего, нет, потому что об этом нигде не упоминается. Известно, что королева умерла в 425 году в Анасарте, на территории своего племени, Тануков.
Коптская икона, изображающая гибель Юлиана от руки св. Меркурия (святой сражался на стороне персов???)
читать дальшеШел год 375, и Римская империя была уже христианской. Хотя Римскую империю сотрясали внутренние проблемы, ослабить хватку на сирийских землях она не желала. У власти находился император Валент, которого впоследствии называли последним истинным римлянином, и которому досталась в наследство от предшественников довольно сложная религиозная ситуация.
Все началось в правление императора Юлиана, который начал решительно восстанавливать язычество по неоплатонианскому образцу в самом сердце новой религиозной столице империи – Константинополе. Оставшись полным сиротой в 6 лет, Юлиан учил греческую философию и литературу с Мардонием, жил в Никомедии, был знаком с Либанием. Речи последнего, язычника, он, христианин, сам слушать не мог, но изучал их записи. Юлиан жил в Пергаме и Эфесе, и лично общался с Максимом Эфесским.
Ни Юлиан, ни брат его Галл не пользовались милостью императора Констанция, и жили практически в ссылке, но у Констанция не было наследников, и ему пришлось, почти против воли, назначить своим преемником Галла, которого он считал меньшим из двух зол. Да, Галл и был меньшим, но он еще и был совершенно не способен думать, делать выводы и проводить их в жизнь, поэтому сразу наделал в качестве наместника в Антиохии столько ошибок, что его просто убили. У Констанция под рукой остался только Юлиан.
Женив нелюбимого родственника на своей сестре, Констанций отослал Юлиана воевать в Галлию, в надежде, что время как-то разрулит ситуацию. В лучшем для Констанция случае Юлиан мог погибнуть, оставив сына, который приходился бы Констанцию родным племянником.
Все вышло не так. Юлиан одерживал в Галлии победу за победой, и его популярность в войсках росла. В результате, армия провозгласила Юлиана императором, что для того стало полнейшей неожиданностью. Если бы Констанций был умнее или в принципе умел доверять, все могло бы закончиться вполне мирно. Но Констанций потребовал от Юлияна полной отставки, а армию он решил отправить на азиатскую границу. У Юлиана не осталось выбора, как только идти на Констанция войной.
Став императором, Юлиан был достаточно реалистичен для того, чтобы понять, что восстановление в империи язычества в прежнем виде невозможно. Хорошо зная устройство христианской организации, он ввел сходную иерархию и среди языческого духовенства. В храмах стали проводиться по аналогии с проповедями беседы и чтения работ эллинских философов, было введено пение, столь дорогое сердцу простого прихожанина.
Юлиан объявил веротерпимость, вернул из ссылок опальных философов и потихоньку стравил представителей разных христианских конфессий между собой.
Тем не менее, положение в Азии требовало от Юлиана разобраться с Ираном, где неудержимо набирали силы Сассаниды. Там он и сгинул. Не потому, что ему изменил стратегический нюх, а потому, что его, как и многих до него, предали, причем дважды. Первым предателем стал перс, обещавший Юлиану помощь изнутри, но заведший армию и флот римлян в пустыню. Кто стал другим – неизвестно. Христиане потом приписывали эту «честь» святому Меркурию.
После смерти Юлиана последовало некоторое замешательство. Власть попытался прибрать к рукам некий Прокопий, дальний родственник Юлиана, но ему банально не хватило денег, чтобы удержать рядом с собой союзников: ни сами римские легионеры, ни наемники за идею не воевали. Кто был неплатежеспособен, был им не нужен. Прокопий был, в свою очередь, предан и выдан Валенту, который и казнил его где-то во Фракии.
Так мы подошли к Валенту, и к истории о королеве-воительнице Мавии.
Валент тоже не слишком-то приветливо относился к христианству, и, будучи чистопробным арианцем, частенько притеснял христиан и словом, и делом. Он был довольно нетипичным императором в том смысле, что он присоединился к армии только во время похода Юлиана на Персию. До этого Валент был типичным штатским. Воевал он, впрочем, неплохо, но время уже работало против него. Мир вокруг изменился, изменились и сами римляне. Религиозные распри разъели единство нации и сделали ее уязвимой.
Как ни странно, конфликт Валента с теми, кого можно назвать сарацины (свободная конфидерация арабских полукочевников, теснимых Сассанидами в Аравии), носил именно религиозный характер. Сарацины хотели себе епископа-ортодокса, а Валент настаивал на епископе-арианце.
Мавия же, ставшая во главе конфидерации после смерти своего мужа, то ли стала ортодоксальной христианкой к моменту конфликта, то ли после него, но она решительно потребовала от Валента назначения не просто епископа-ортодокса, а вполне конкретного монаха-отшельника, имевшего на нее большое влияние.
Мавия собирала и тренировала свои войска довольно долго, аж до 378 года. Зато потом промчалась вихрем по Аравии и Палестине, задев оскользом Египет. Мавия вела свои войска в бой лично.
Для римлян было неприятным сюрпризом то, что Мавия прекрасно использовала чисто римскую стратегию и тактику в серьезных битвах, одерживая победу за победой над войсками губернатора Палестины и Финикии. В перерывах же успешно трепала партизанскими выходками гарнизон Алеппо. Римский Восток был готов к отделению от Империи под власть Мавии и ее арабов.
Самую потрясающую победу Мавия одержала над силами самого главнокомандующего римскими силами на Востоке. Она применила в этом сражении не только римские военные приемы, но и скомбинировала их с чисто арабскими боевыми методами.
Валенс был вынужден запросить Мавию о мире, который и получил на определенных условиях. Одним их них было назначение столь милого душе королевы монаха-отшельника епископом. Именно с этого началось возвышение христианской церкви на Востоке, что привлекло в регион массу людей из Месопотамии. Мавии также удалось вытребовать для своих арабов статус союзника римлян, а не просто подданных империи, который они имели при Юлиане. Дочь Мавии, принцесса Шазидат, была выдана замуж за офицера римской армии, Виктора.
Когда Валент увяз в войне с готами, Мавия послала ему на помощь свою кавалерию. Увы, в непривычных условиях арабы показали себя не слишком эффективными. Готы оттеснили римлян к Константинополю, сам Валенс погиб, а остатки воинов Мавии вернулись домой изрядно потрепанными.
Новый император, Теодосий, предпочел подружиться с готами и включить их в свой управленческий аппарат – в ущерб арабам, которые сочли себя, разумеется, оскорбленными. В конце концов, они-то свято соблюдали букву и дух заключенного с Империей союза. Новое восстание против римлян началось в 383, но было, на этот раз, подавлено.
Неизвестно, участвовала ли Мавия в этой второй войне с Римом. Скорее всего, нет, потому что об этом нигде не упоминается. Известно, что королева умерла в 425 году в Анасарте, на территории своего племени, Тануков.
Коптская икона, изображающая гибель Юлиана от руки св. Меркурия (святой сражался на стороне персов???)

@темы: Дамский вопрос