Прежде чем начать рассказывать о женщинах Эллады, не могу удержаться от искушения продемонстрировать, что же думали о женщинах мудрые писатели и философы тех времен.
читать дальшеСемонидес из Аморгоса, Типы женщин, 550 г. до н.э.
«Бог сотворил ум женщины из начал разного качества. Та, которая напоминает щетинистого кабана, сидит в немытых одеждах на месте и жиреет, когда вокруг нее всё в доме раскидано в беспорядке и валяется по полу вперемешку с грязью. Женщина, похожая на землю, безразлична ко всему, и хорошему, и плохому. Ее главная задача – еда. Она слишком глупа, чтобы придвинуться холодной зимой к теплому очагу. У женщины, сделанной как море, два ума. Когда она смеется и радуется, незнакомец, увидев ее дома, будет восхищен – ничего на свете не может быть лучше ее, честно. Но на другой день она непереносима, и на нее лучше не смотреть и не подходить к ней, потому что она бешена и безумна....
Женщина, похожая на кобылку, хрупка и длинноволоса, не способна ни на труд, ни на заботу. Она не дотронется до приготовления пищи, не поднимет ни листка, не уберет в доме. Она будет нежиться в бане по два-три раза на день, умащивая себя мирром, завивая и укладывая волосы и украшая их цветами. Такая женщина – редкое удовольствие для гостя своим видом. Но для мужа своего она сущее проклятие, если только он не тиран, награждающий себя подобным излишеством.
Но самым худшим проклятьем, данным Зевсом роду мужскому, является жена, похожая на обезьяну. Ее лицо отталкивает, когда она идет по городу, все мужчины смеются над ней. С короткой шеей, узкими бедрами и кривыми конечностями, ковыляет она неуклюже. О! Несчастный муж, вынужденный жить с такой женщиной! Она хитра, как хитры обезьяны, и выглядеть нелепо не пугает ее. Ни для кого она не будет доброй, и каждый день ее будет заполнен одним – как нанести побольше вреда.
Счастлив тот мужчина, который получит женщину, похожую на пчелу. Только ее одну не за что бранить. Под ее руководством дом мужа будет процветать и добро его преумножаться. Любящая, с любящим супругом будет стареть она, мать честного и знаменитого рода. Она превосходит всех женщин и небесная грациозность отличает ее. Она не станет сидеть с другими женщинами, когда те ведут бесстыдные разговоры. Такие жены – лучшее, что Зевс даровал мужчинам.
Зевс создал это совершенное зло – женщин. Даже та, которая выглядит благословением, после свадьбы становится чумой.»
Бедный Семонидес, ему, кажется, очень не повезло...
Но вот прошло 110 лет, и что же пишет другой философ, Прокилидес из Милета? Сатиру на женщин, вот что.
«Племя женское делится на четыре рода – собак, пчел, свиней и кобылок. Последние из упомянутых управляемы, быстры, смешливы и с хорошей фигурой. Свиньи не хороши и не плохи. Собаки сварливы и характер у них трудный. Женщина – пчела хорошая хозяйка и умеет работать. Это завидный брак, друг мой, о таком стоит молить богов.»
В 580 до н.э. Гиппонакс пишет: «Два счастливых дня приносит женщина мужчине: один – когда он женится на ней, и другой – когда он опускает ее в могилу».
Теогнис в 550-м до н.э. заявляет: « Ослов и баранов и лошадей мы выбираем хорошей крови и желаем, чтобы они были обучены хорошему поведению. Но благородный муж не колеблется взять за себя простую девицу, если она принесет с собой деньги. И благородная женщина не чуждается быть женой богатого простолюдина, всегда выбирая богатство, а не благородство. ... Так что не удивляйся, Полипаидес, что граждане вырождаются, если низкое мешается с высоким».
Получается, что мужчина в античной Греции женился только для того, чтобы получить в дом постоянную работницу? Оказывается, не только. Демосфен в 350-м до н.э. сказал: «Мы берем гетер для нашего удовольствия, наложниц – для удовлетворения физических нужд, а жену – для того, чтобы иметь законных детей и приличный дом».
Прошло 2 500 лет. Что-то изменилось? А, ну да: нынче жены живут дольше своих мужей.