Do or die
Когда я в первый раз услышала по финскому ТВ в Новостях определенно знакомую песню «Санта Лючия» в связи с какой-то непонятной мне чисто финской тусовкой, я ушам не поверила. Показывали какую-то блондинистую барышню с венком, украшенным горящими свечами.
читать дальшеКак оказалось, в Финляндии день Святой Лючии празднуется в самое темное время года (13.12), как символ прихода света – ведь совсем скоро день снова начнет прибывать, так что не надо отчаиваться. Каждый год лицеи каждого города проводят конкурс «на Лючию», и победительница ведет шествие по центру города из городского собора. Потом она посещает дома для престарелых, больницы, детские сады, школы, и прочие заведения подобного рода.
Вообще, это – праздник, оставшийся со шведских времен и сохраненный ради красоты и аллегории. В Швеции его празднуют более широко, на домашнем уровне. Обычно дети в венках и, часто, в рубахах с крылышками, имитирующих костюм ангелов, с утра приносят матери кофе и специальные шафранные булочки на подносе.
В этом году праздник в Швеции сопровождается почесыванием затылка: в одном городке конкурс «на Лючию» выиграл девятиклассник, мальчик. Ректор лицея отреагировал очень бурно, отменил результат голосования и назначил Лючией девочку, получившей второе место. В ответ дети отказались участвовать в мистерии. Ректор, дрожа от возмущения, объяснял газете, что Лючия была женщиной, и мальчик в ее роли – издевательство, которое потрясет детей и старушек. Ему возражали, что десятилетиями в мистериях младенца Христа изображает кукла, а восточных мудрецов – переодетые мальчиками девочки, и это никого не оскорбляет.
Лючия и ее жизнь
Непонятно, почему, но буквально любая христианская святая, похоже, принадлежала к выходцам из богатых семей. То ли у барышень было время задуматься о смысле жизни, в отличие от малоимущих сестер, то ли воображение современников поражали барышни, отказавшиеся от богатства.
Из богатой семьи происходила и Лючия Сиракузская. Неизвестно, как сложилась бы ее жизнь (она была уже подобающим образом обручена), но внезапно заболела ее мать. Неизвестно, чем и отчего, но исцелилась она с помощью мощей св. Агаты, мученически погибшей в Катании в 251-м году.
Получив такое доказательство могущества христианской мученицы, Лючия обратилась в христианство, поклялась следовать путем св. Агаты, попросила (и получила) свою долю наследства, которое пошло бы ей в приданое, и раздала деньги бедным.
Жениху Лючии стало досадно: такие деньги ушли! А потому как без денег и барышне применения нет, то выдал он ее с досады римскому наместнику. Хотела следовать пути христианской мученицы – так пусть следует, думал молодой человек. Наместник приговорил благородную девицу к самому позорному для ее статуса наказанию: к принудительным работам в публичном доме.
Дальше начинаются сказки. Вроде, никакими силами стража не могла сдвинуть Лючию с места, и костер, на котором решили сжечь девицу, не желал причинить ей вреда. Только находчивый палач догадался пронзить ей мечом шею. Так погибла святая мученица Лючия Сиракузская.
Легенда говорит, что между обращением Лючии в христианство и ее смертью произошло еще одно чудесное событие. Один юноша-язычник так влюбился в красоту ее глаз, что стал докучать деве до невозможности. Тогда Лючия вырвала себе глаза, которыми юноша так восхищался, и отослала их ему. А ей Господь за твердость устоев дал новые глаза, еще более красивые. Поэтому Лючию часто изображают с блюдом, на котором лежат глаза.
Жуткая история, но Жития Святых заменяли многим поколениям и детективы, и ужастики, и фэнтези.
Канонизация
Лючия погибла около 305-го года, и первые заметки о поклонении ей, как святой относятся уже к 400-му году. Лючия стала святой покровительницей Сиракуз, оттуда поклонение распространилось на всю Италию, и в 500-х годах ее имя было официально включено в канон.
В церковный календарь Скандинавских стран день св. Лючии был включен в 1300-х годах. Очевидно, поклонение ей пришло сюда через Фландрию и юго-западную Германию, откуда в те годы многие аристократы и богатые горожане бежали в более спокойные земли. Вообще, церквей, посвященных св. Лючии, в Скандинавии только две, и обе – в Исландии. В Финляндии «прекрасная Лючия» впервые упоминается в 1330-м году, после чего ее день начинает отмечаться в церковных календарях ежегодно.
«Специализация» св. Лючии
В средние века у каждого святого была своя область, в которой он помогал обращающимся к нему. Бога по каждому поводу беспокоить было неловко, а поскольку святые обитали, как известно, вместе с ним на небесах, то и просить о помощи надо было у них. Они там сами знали, как к Всевышнему подойти.
«Специализировали» святых очень просто: брали за основу их жизнь, и проводили аналогии.
Поскольку Лючию убили ударом меча в шею, то св. Лючию просили помочь при всевозможных опухолях шеи (зоб, например, в средние века был часто встречающейся проблемой). Поскольку от удара мечом идет кровь, люди верили, что св. Лючия помогает при кровотечениях. Почему к ее помощи обращались при краснухе? Ассоциации напрашиваются, но слишком уж вольные....
Легенда о глазах Лючии стала распространяться в средние века, в основном, в Испании и Италии, где ее изображали с пальмовой веткой и чашей, в которой лежали глаза. И только в конце средних веков ее стали считать помощницей при слепоте и глазных заболеваниях.
Со светом ассоциация пошла от имени святой (Лючия = Светоносная).
Святая Лючия на финский лад
Поскольку в Финляндию христианство начало проникать довольно поздно, да и финны оказались народом в своих привычках упорным, церковь предпочла не выкорчевывать старые верования, а исподволь давать им новое значение.
Например, болезни финны предпочитали лечить народными средствами и наговорами. Наговор на лечение зоба удалось наложить на образ св. Лючии, соединив ее с совершенно языческой девой Куутернейто, и в Финляндии она считалась помощницей именно в этой проблеме. Заодно в ее епархию были включены увеличения лимфатических узлов.
Любопытно, что день св. Лючии пришелся на 13.12 по ошибке, согласно юлианскому календарю, в котором зимнее солнцестояние (самый короткий день и самая длинная ночь в году) приходился на 14.12. После перехода на грегорианский календарь, солнцестояние вернулось на законное место, 21.12, но день Лючии оставили на прежнем месте, как он был отмечен в календаре Карла Великого.
В 1500-х годах день св. Лючии праздновался как окончание сельскохозяйственных работ. Многие обычаи, как то танцы вокруг наряженного снопа, особые блюда, добавочная порция корма скоту, каша с маслом гномам-помощникам, духам и домовым, перешли позднее в празднование Рождества. За этим всем стояла та истина, что в темный и холодный период года уставшим за рабочий сезон людям нужна была обильная еда для поодержания сил.
Как ни странно, к дню этой христианской святой в Скандинавии пристегнуто напоминание о Князе Тьмы, Люцифере. В Норвегии рассказывали о целых шествиях (Люссефьярден), которые возглавляла всегда женщина. Тут и сходство имен (Лючия – Люцифер), и царящая повсюду темнота.
В ночь на Лючию запрещено было делать работу, связанную с вращательными движениеми: прясть, молоть. Лючия также следила за тем, чтобы дети хороводы не водили, и ею детей пугали. Белье в этот день стирать было нельзя, чтобы оскорбленная Лючия не сломала бельевые шесты. Говорили, что в ночь на Лючию вода в источниках и водяных жилах превращается либо в вино, либо в уксус. И еще в ночь на Лючию девицы гадали на жениха.
Более веселым и жизнерадостным празднование дня св. Лючии стало уже в середине 1700-х годов. По той простой причине, что в училищах именно на Лючию начинались каникулы, и развеселые студиозусы отмечали их, разумеется, от всей широты измучанной учением души. Пили, пели и танцевали. Оттуда обычай перешел в частные дома, где молодые девушки стали подносить своим домашним завтрак со специальными «булочками св. Лючии», в венках со свечами. Эта мода перешла в традицию где-то в начале 1800-х.
читать дальшеКак оказалось, в Финляндии день Святой Лючии празднуется в самое темное время года (13.12), как символ прихода света – ведь совсем скоро день снова начнет прибывать, так что не надо отчаиваться. Каждый год лицеи каждого города проводят конкурс «на Лючию», и победительница ведет шествие по центру города из городского собора. Потом она посещает дома для престарелых, больницы, детские сады, школы, и прочие заведения подобного рода.
Вообще, это – праздник, оставшийся со шведских времен и сохраненный ради красоты и аллегории. В Швеции его празднуют более широко, на домашнем уровне. Обычно дети в венках и, часто, в рубахах с крылышками, имитирующих костюм ангелов, с утра приносят матери кофе и специальные шафранные булочки на подносе.
В этом году праздник в Швеции сопровождается почесыванием затылка: в одном городке конкурс «на Лючию» выиграл девятиклассник, мальчик. Ректор лицея отреагировал очень бурно, отменил результат голосования и назначил Лючией девочку, получившей второе место. В ответ дети отказались участвовать в мистерии. Ректор, дрожа от возмущения, объяснял газете, что Лючия была женщиной, и мальчик в ее роли – издевательство, которое потрясет детей и старушек. Ему возражали, что десятилетиями в мистериях младенца Христа изображает кукла, а восточных мудрецов – переодетые мальчиками девочки, и это никого не оскорбляет.
Лючия и ее жизнь
Непонятно, почему, но буквально любая христианская святая, похоже, принадлежала к выходцам из богатых семей. То ли у барышень было время задуматься о смысле жизни, в отличие от малоимущих сестер, то ли воображение современников поражали барышни, отказавшиеся от богатства.
Из богатой семьи происходила и Лючия Сиракузская. Неизвестно, как сложилась бы ее жизнь (она была уже подобающим образом обручена), но внезапно заболела ее мать. Неизвестно, чем и отчего, но исцелилась она с помощью мощей св. Агаты, мученически погибшей в Катании в 251-м году.
Получив такое доказательство могущества христианской мученицы, Лючия обратилась в христианство, поклялась следовать путем св. Агаты, попросила (и получила) свою долю наследства, которое пошло бы ей в приданое, и раздала деньги бедным.
Жениху Лючии стало досадно: такие деньги ушли! А потому как без денег и барышне применения нет, то выдал он ее с досады римскому наместнику. Хотела следовать пути христианской мученицы – так пусть следует, думал молодой человек. Наместник приговорил благородную девицу к самому позорному для ее статуса наказанию: к принудительным работам в публичном доме.
Дальше начинаются сказки. Вроде, никакими силами стража не могла сдвинуть Лючию с места, и костер, на котором решили сжечь девицу, не желал причинить ей вреда. Только находчивый палач догадался пронзить ей мечом шею. Так погибла святая мученица Лючия Сиракузская.
Легенда говорит, что между обращением Лючии в христианство и ее смертью произошло еще одно чудесное событие. Один юноша-язычник так влюбился в красоту ее глаз, что стал докучать деве до невозможности. Тогда Лючия вырвала себе глаза, которыми юноша так восхищался, и отослала их ему. А ей Господь за твердость устоев дал новые глаза, еще более красивые. Поэтому Лючию часто изображают с блюдом, на котором лежат глаза.
Жуткая история, но Жития Святых заменяли многим поколениям и детективы, и ужастики, и фэнтези.
Канонизация
Лючия погибла около 305-го года, и первые заметки о поклонении ей, как святой относятся уже к 400-му году. Лючия стала святой покровительницей Сиракуз, оттуда поклонение распространилось на всю Италию, и в 500-х годах ее имя было официально включено в канон.
В церковный календарь Скандинавских стран день св. Лючии был включен в 1300-х годах. Очевидно, поклонение ей пришло сюда через Фландрию и юго-западную Германию, откуда в те годы многие аристократы и богатые горожане бежали в более спокойные земли. Вообще, церквей, посвященных св. Лючии, в Скандинавии только две, и обе – в Исландии. В Финляндии «прекрасная Лючия» впервые упоминается в 1330-м году, после чего ее день начинает отмечаться в церковных календарях ежегодно.
«Специализация» св. Лючии
В средние века у каждого святого была своя область, в которой он помогал обращающимся к нему. Бога по каждому поводу беспокоить было неловко, а поскольку святые обитали, как известно, вместе с ним на небесах, то и просить о помощи надо было у них. Они там сами знали, как к Всевышнему подойти.
«Специализировали» святых очень просто: брали за основу их жизнь, и проводили аналогии.
Поскольку Лючию убили ударом меча в шею, то св. Лючию просили помочь при всевозможных опухолях шеи (зоб, например, в средние века был часто встречающейся проблемой). Поскольку от удара мечом идет кровь, люди верили, что св. Лючия помогает при кровотечениях. Почему к ее помощи обращались при краснухе? Ассоциации напрашиваются, но слишком уж вольные....
Легенда о глазах Лючии стала распространяться в средние века, в основном, в Испании и Италии, где ее изображали с пальмовой веткой и чашей, в которой лежали глаза. И только в конце средних веков ее стали считать помощницей при слепоте и глазных заболеваниях.
Со светом ассоциация пошла от имени святой (Лючия = Светоносная).
Святая Лючия на финский лад
Поскольку в Финляндию христианство начало проникать довольно поздно, да и финны оказались народом в своих привычках упорным, церковь предпочла не выкорчевывать старые верования, а исподволь давать им новое значение.
Например, болезни финны предпочитали лечить народными средствами и наговорами. Наговор на лечение зоба удалось наложить на образ св. Лючии, соединив ее с совершенно языческой девой Куутернейто, и в Финляндии она считалась помощницей именно в этой проблеме. Заодно в ее епархию были включены увеличения лимфатических узлов.
Любопытно, что день св. Лючии пришелся на 13.12 по ошибке, согласно юлианскому календарю, в котором зимнее солнцестояние (самый короткий день и самая длинная ночь в году) приходился на 14.12. После перехода на грегорианский календарь, солнцестояние вернулось на законное место, 21.12, но день Лючии оставили на прежнем месте, как он был отмечен в календаре Карла Великого.
В 1500-х годах день св. Лючии праздновался как окончание сельскохозяйственных работ. Многие обычаи, как то танцы вокруг наряженного снопа, особые блюда, добавочная порция корма скоту, каша с маслом гномам-помощникам, духам и домовым, перешли позднее в празднование Рождества. За этим всем стояла та истина, что в темный и холодный период года уставшим за рабочий сезон людям нужна была обильная еда для поодержания сил.
Как ни странно, к дню этой христианской святой в Скандинавии пристегнуто напоминание о Князе Тьмы, Люцифере. В Норвегии рассказывали о целых шествиях (Люссефьярден), которые возглавляла всегда женщина. Тут и сходство имен (Лючия – Люцифер), и царящая повсюду темнота.
В ночь на Лючию запрещено было делать работу, связанную с вращательными движениеми: прясть, молоть. Лючия также следила за тем, чтобы дети хороводы не водили, и ею детей пугали. Белье в этот день стирать было нельзя, чтобы оскорбленная Лючия не сломала бельевые шесты. Говорили, что в ночь на Лючию вода в источниках и водяных жилах превращается либо в вино, либо в уксус. И еще в ночь на Лючию девицы гадали на жениха.
Более веселым и жизнерадостным празднование дня св. Лючии стало уже в середине 1700-х годов. По той простой причине, что в училищах именно на Лючию начинались каникулы, и развеселые студиозусы отмечали их, разумеется, от всей широты измучанной учением души. Пили, пели и танцевали. Оттуда обычай перешел в частные дома, где молодые девушки стали подносить своим домашним завтрак со специальными «булочками св. Лючии», в венках со свечами. Эта мода перешла в традицию где-то в начале 1800-х.
@темы: "праздники"