Do or die
Красавица Нефертити, знакомая многим из нас с самого детства по красивым медальонам и камеям с ее профилем (были в продаже и египетские духи Нефертити!), остается во многом загадкой по сегодняшний день.
читать дальшеЗагадки начались еще в 1926 году, когда француз-археолог Анри Шевре наткнулся при раскопках в Люксоре на очень странные развалины. На одном конце долины было найдено более чем 20 000 каменных плит. На некоторых из них остались следы росписи, но большая часть была составными рельфов, каких-то глобальных сцен.
На другой стороне долины Шевре нашел еще одни развалины, на этот раз имеющие несомненный смысл: это явно были остатки храмового комплекса. Шевре понял, что нашел храм Аменхотепа Четвертого, фараона-еретика.
К тому времени каменные плиты были уже в достаточной степени изучены, чтобы понять: отовсюду последовательно были сбиты, уничтожены, стерты изображения соправительницы фараона, Нефертити. Оставшие целыми плиты были уложены так, чтобы Нефертити оказалась на них вниз головой. Снаружи комплекса были раскопаны 28 статуй Аменхотепа Четвертого и 25 статуй, разбитых вдребезги. Сомнений в том, что здесь имела место быть тщательно и систематически проведенная операция по уничтожению самой памяти о Нефертити, не осталось.
Учитывая преокупированность древних египтян вопросом бессмертия, эта акция могла иметь только одно значение: вечное проклятие.
К моменту воцарения Аменхотепа Четвертого, Египет был могущественным и влиятельным государством. Его южная граница доходила до Судана, и затем, расширяясь к востоку через Синай, захватывала западную Азию. Египтяне были вполне довольны собой и даже счастливы, когда вдруг новый фараон перевернул их жизнь с ног на голову. Он отверг многоликий пантеон традиционных египетских богов и объявил монотеизм. Отныне египтяне должны были молиться только богу Атону, являющемуся ежедневно миру в образе солнечного диска. А еще через пять лет фараон сменил и свое имя, приказав называть себя Эхнатоном.
Вполне понятно, что армада жрецов, имевших власть и блага через богов, которых они представляли, рада такому положению дел не была. Тем с большим триумфом они вернули прежних богов на законное место после того, как неудобный фараон умер. В отместку за пережитый дискомфорт, жрецы вычистили его имя из списка египетских царей, а если уж без упоминания об Эхнатоне – Аменхотепе Четвертом было ну никак не обойтись, о нем писали, как о «том, кто проклят» или о «бунтовщике».
А вот отчего такая дикая ненависть к Нефертити?
Вообще, о ее происхождении ученые спорили долго. Я нашла вот такую статью:
«Нефертити не египтянка, как принято считать. Она происходила из Месопотамского государства Митанни, страны ариев. Можно сказать, что она явилась в Египет от самого Солнца. Арии – народ Нефертити – поклонялись солнцу. И с появлением на египетской земле 15-летней принцессы по имени Тадучепа пришел и новый бог – Атон. Брак Нефертити с фараоном Аменхотепом III был чисто политическим. Юную красавицу обменяли на тонну украшений, золота, серебра и слоновой кости и привезли в египетский город Фивы. Там назвали ее новым именем Нефертити и отдали в гарем фараону Аменхотепу III. После смерти отца юный Аменхотеп IV получил иноземную красавицу по наследству. Любовь фараона вспыхнула не сразу, но она вспыхнула. В результате молодой фараон распустил огромный гарем отца и объявил жену своей соправительницей. Принимая иноземных послов и заключая важные договоры, он клялся духом бога Солнца и любовью к жене.»
Очень романтично, но вот египтологи утверждают, что Нефертити (приблизительно 1370 – 1339 гг до н.э.) – родилась в Египте, дочь генерала Эйе, и приходилась она племянницей жене Аменхотепа Третьего, Тийе.
Из Митанни была наложница Кийя, мать знаменитого фараона Тутанхамона.
А вот отец Тийи был совершенно точно средиземноморского происхождения. Поскольку мумия Тийи была найдена и идентифицирована, то среди хранилища мумий было возможно отыскать и ее родителей. Так что и брат ее, генерал Эйе, и, соответственно, племянница Нефертити имели средиземноморских предков.
Таким образом, Нефертити вовсе не досталась молодому Аменхотепу Четвертому в наследство от папаши, он женился вполне самостоятельно, еще при жизни отца, в 1355-м до н.э.
У Аменхотепа Четвертого/Эхнатона и Нефертити было шесть дочерей. Их новая столица, построенная ценой огромных усилий и жертв буквально посреди пустыни, разрушилась, но найденные там изображения дают понять, насколько нетипичным для Египта фараоном был Эхнатон.
Для начала, вся семейка, включая Эхнатона, Нефертити и дочек, изображались – странно, мягко говоря. Очень стройные, неестественно длинные шеи, тонкие черты лица, почти андрогенный вид у всех. Очевидно, из-за этого в дальнейшем среди египтологов началась настоящая свара.
Некоторые изображения Эхнатона имели широкие бедра и слишком выпуклую для мужчины грудь. Это дало повод целому поколению ученых утверждать, что фараон никак не мог быть отцом, не являясь, по сути, мужчиной. А впоследствии другие ученые спорили, что эти изображения представляют не Эхнатона, а именно Нефертити, хоть и со знаками власти фараона. Поскольку они были кузенами, они были похожи внешне. Опять загадка.
Во-вторых, Эхнатона изображали не в виде отважного воина, поражающего врагов или правящего колесницей, как обычно, а исключительно в домашней обстановке, с женой и детьми: играющими, целующимися, возносящими молитву Атону. Это было неслыханно – и странно. А он, впрочем, и не был воителем. Эхнатон был пацифистом, как бы дико это ни звучало применительно к фараону Восемнадцатой династии в древнем Египте. Когда хетты напали на азиатские владения Египта, вассалы фараона умоляли хотя бы выслать на подмогу знаменитых египетских лучников, если уж сам фараон не желает вести войска. Но фараон даже не ответил, и вассалы Египта стали вассалами хеттов. Почему Эхнатон манкировал основной обязанностью фараонов – внешней и военной политикой?
В 1912 году немецкие археологи, во главе с Людвигом Бурхардтом, нашли мастерскую скульптора и художника Тутмоса. Там-то и ждала их находка бюста Нефертити, причем даже не одного. Тот самый, знаменитый бюст Нефертити так потряс археолога, что, отправляя находку в Германию, он снабдил ее описанием: «Это надо видеть». Тутмос изобразил Нефертити, возможно, весьма идеализированно, согласно стандартам новой школы египетского искусства, но наибольший интерес историков вызвало даже не хорошенькое личико царицы с решительным подбородком и надменным ртом, а ее головной убор. Дело в том, что ничего похожего не находили ни до, ни после Нефертити. Очевидно, убор, украшенный царственным уреем, был создан только для нее одной.
Нефертити пользовалась огромной властью, практически не разлучалась с Эхнатоном, и явно была его соправительницей. Обычно право на прямые отношения с богом принадлежали только фараону, а в правление Эхнатона эта связь была установлена между богом и царственной четой.
И вдруг всякое упоминание о ней исчезает после 1339 г. до н.э., когда ее имя было упомянуто в надписи на стелле, в связи со смертью ее второй дочери, Мекетатон. Учитывая размах стирания ее образа в Люксоре, он просто должен был исходить из семьи фараона. Означает ли это, что Нефертити умерла или впала в немилость, и мать Тутанхамона, Кийя, начала уничтожать память о сопернице, или что-то совсем другое?
Дело в том, что Нефертити просто могла сменить имя. Британский египтолог Джоан Флетчер утверждает, что она доказала путем ДНК-анализа, что таинственный соправитель и следующий после Эхнатона фараон, Сменккара, был, на самом деле, Нефертити. Ведь и при Эхнатоне у Нефертити были права скорее соправительницы, чем «любимой жены фараона». И, если Нефертити впала бы в немилость, разве саркофаг Эхнатона украшали бы ее четыре фигуры там, где у прежних фараонов помещались изображения богов-хранитетей мумий?
В 2003 году Флетчер обратила внимание на мумию женщины 30-40 лет, погибшей в результате удара кинжалом. Самое главное: у этой женщины не было волос. Совсем. Редкая особенность, тесно связанная со спекуляциями по поводу Нефертити: ее особый головной убор, как предполагается, имел своей целью скрыть полную безволосость красавицы. Лицо мумии подвергли компьютерной реконструкции, и результат ошеломляюще напоминал лицо знаменитого бюста Нефертити. А на парике, который, как утверждала Флетчер, принадлежал Сменккаре, остались частицы, позволяющие извлечь из них ДНК, аналогичный ДНК загадочной мумии.
Казалось бы, результат очевиден. Но девизом египтологов является «не верь глазам своим», и теория Флетчер в их кругах уважением не пользуется.
Остается только понять, почему изображения Нефертити были так странно сложены в случае с разобранным «по кирпичикам» храмом.
Египетские ученые и ученый-египтолог Якоб ван Дьюк не сомневаются, что испорченными изображениями были вовсе не изображения Нефертити, а изображения Кийи, и что Нефертити, несомненно, стала соправителем Эхнатона под именем Сменкарры, передав обязанности жены своей старшей дочери, Меритатон.
Это подтверждается тем, что Нефертити взяла себе вторым именем Нефернефератон, которое было и вторым именем Сменкарры, и совпадение здесь полностью исключается. Возможно, статуи, изображающие Нефертити, были разбиты именно для того, чтобы они не выдали истинное лицо нового фараона? Ведь Сменкарра, правивший после Эхнатона, продолжал культ Атона, вопреки нарастающему раздражению среди жрецов и населения, недовольного ослабеванием внешней политики Египта, и был убит в результате заговора в пользу Тутанхамона.
В правлении Эхнатона была и еще одна особенность: похоже, что фараона повсюду окружали женщины его дома, и практически не найдено изображений, где он находился бы рядом с мужчинами. Еще одна загадка, одна из многих.
читать дальшеЗагадки начались еще в 1926 году, когда француз-археолог Анри Шевре наткнулся при раскопках в Люксоре на очень странные развалины. На одном конце долины было найдено более чем 20 000 каменных плит. На некоторых из них остались следы росписи, но большая часть была составными рельфов, каких-то глобальных сцен.
На другой стороне долины Шевре нашел еще одни развалины, на этот раз имеющие несомненный смысл: это явно были остатки храмового комплекса. Шевре понял, что нашел храм Аменхотепа Четвертого, фараона-еретика.
К тому времени каменные плиты были уже в достаточной степени изучены, чтобы понять: отовсюду последовательно были сбиты, уничтожены, стерты изображения соправительницы фараона, Нефертити. Оставшие целыми плиты были уложены так, чтобы Нефертити оказалась на них вниз головой. Снаружи комплекса были раскопаны 28 статуй Аменхотепа Четвертого и 25 статуй, разбитых вдребезги. Сомнений в том, что здесь имела место быть тщательно и систематически проведенная операция по уничтожению самой памяти о Нефертити, не осталось.
Учитывая преокупированность древних египтян вопросом бессмертия, эта акция могла иметь только одно значение: вечное проклятие.
К моменту воцарения Аменхотепа Четвертого, Египет был могущественным и влиятельным государством. Его южная граница доходила до Судана, и затем, расширяясь к востоку через Синай, захватывала западную Азию. Египтяне были вполне довольны собой и даже счастливы, когда вдруг новый фараон перевернул их жизнь с ног на голову. Он отверг многоликий пантеон традиционных египетских богов и объявил монотеизм. Отныне египтяне должны были молиться только богу Атону, являющемуся ежедневно миру в образе солнечного диска. А еще через пять лет фараон сменил и свое имя, приказав называть себя Эхнатоном.
Вполне понятно, что армада жрецов, имевших власть и блага через богов, которых они представляли, рада такому положению дел не была. Тем с большим триумфом они вернули прежних богов на законное место после того, как неудобный фараон умер. В отместку за пережитый дискомфорт, жрецы вычистили его имя из списка египетских царей, а если уж без упоминания об Эхнатоне – Аменхотепе Четвертом было ну никак не обойтись, о нем писали, как о «том, кто проклят» или о «бунтовщике».
А вот отчего такая дикая ненависть к Нефертити?
Вообще, о ее происхождении ученые спорили долго. Я нашла вот такую статью:
«Нефертити не египтянка, как принято считать. Она происходила из Месопотамского государства Митанни, страны ариев. Можно сказать, что она явилась в Египет от самого Солнца. Арии – народ Нефертити – поклонялись солнцу. И с появлением на египетской земле 15-летней принцессы по имени Тадучепа пришел и новый бог – Атон. Брак Нефертити с фараоном Аменхотепом III был чисто политическим. Юную красавицу обменяли на тонну украшений, золота, серебра и слоновой кости и привезли в египетский город Фивы. Там назвали ее новым именем Нефертити и отдали в гарем фараону Аменхотепу III. После смерти отца юный Аменхотеп IV получил иноземную красавицу по наследству. Любовь фараона вспыхнула не сразу, но она вспыхнула. В результате молодой фараон распустил огромный гарем отца и объявил жену своей соправительницей. Принимая иноземных послов и заключая важные договоры, он клялся духом бога Солнца и любовью к жене.»
Очень романтично, но вот египтологи утверждают, что Нефертити (приблизительно 1370 – 1339 гг до н.э.) – родилась в Египте, дочь генерала Эйе, и приходилась она племянницей жене Аменхотепа Третьего, Тийе.
Из Митанни была наложница Кийя, мать знаменитого фараона Тутанхамона.
А вот отец Тийи был совершенно точно средиземноморского происхождения. Поскольку мумия Тийи была найдена и идентифицирована, то среди хранилища мумий было возможно отыскать и ее родителей. Так что и брат ее, генерал Эйе, и, соответственно, племянница Нефертити имели средиземноморских предков.
Таким образом, Нефертити вовсе не досталась молодому Аменхотепу Четвертому в наследство от папаши, он женился вполне самостоятельно, еще при жизни отца, в 1355-м до н.э.
У Аменхотепа Четвертого/Эхнатона и Нефертити было шесть дочерей. Их новая столица, построенная ценой огромных усилий и жертв буквально посреди пустыни, разрушилась, но найденные там изображения дают понять, насколько нетипичным для Египта фараоном был Эхнатон.
Для начала, вся семейка, включая Эхнатона, Нефертити и дочек, изображались – странно, мягко говоря. Очень стройные, неестественно длинные шеи, тонкие черты лица, почти андрогенный вид у всех. Очевидно, из-за этого в дальнейшем среди египтологов началась настоящая свара.
Некоторые изображения Эхнатона имели широкие бедра и слишком выпуклую для мужчины грудь. Это дало повод целому поколению ученых утверждать, что фараон никак не мог быть отцом, не являясь, по сути, мужчиной. А впоследствии другие ученые спорили, что эти изображения представляют не Эхнатона, а именно Нефертити, хоть и со знаками власти фараона. Поскольку они были кузенами, они были похожи внешне. Опять загадка.
Во-вторых, Эхнатона изображали не в виде отважного воина, поражающего врагов или правящего колесницей, как обычно, а исключительно в домашней обстановке, с женой и детьми: играющими, целующимися, возносящими молитву Атону. Это было неслыханно – и странно. А он, впрочем, и не был воителем. Эхнатон был пацифистом, как бы дико это ни звучало применительно к фараону Восемнадцатой династии в древнем Египте. Когда хетты напали на азиатские владения Египта, вассалы фараона умоляли хотя бы выслать на подмогу знаменитых египетских лучников, если уж сам фараон не желает вести войска. Но фараон даже не ответил, и вассалы Египта стали вассалами хеттов. Почему Эхнатон манкировал основной обязанностью фараонов – внешней и военной политикой?
В 1912 году немецкие археологи, во главе с Людвигом Бурхардтом, нашли мастерскую скульптора и художника Тутмоса. Там-то и ждала их находка бюста Нефертити, причем даже не одного. Тот самый, знаменитый бюст Нефертити так потряс археолога, что, отправляя находку в Германию, он снабдил ее описанием: «Это надо видеть». Тутмос изобразил Нефертити, возможно, весьма идеализированно, согласно стандартам новой школы египетского искусства, но наибольший интерес историков вызвало даже не хорошенькое личико царицы с решительным подбородком и надменным ртом, а ее головной убор. Дело в том, что ничего похожего не находили ни до, ни после Нефертити. Очевидно, убор, украшенный царственным уреем, был создан только для нее одной.
Нефертити пользовалась огромной властью, практически не разлучалась с Эхнатоном, и явно была его соправительницей. Обычно право на прямые отношения с богом принадлежали только фараону, а в правление Эхнатона эта связь была установлена между богом и царственной четой.
И вдруг всякое упоминание о ней исчезает после 1339 г. до н.э., когда ее имя было упомянуто в надписи на стелле, в связи со смертью ее второй дочери, Мекетатон. Учитывая размах стирания ее образа в Люксоре, он просто должен был исходить из семьи фараона. Означает ли это, что Нефертити умерла или впала в немилость, и мать Тутанхамона, Кийя, начала уничтожать память о сопернице, или что-то совсем другое?
Дело в том, что Нефертити просто могла сменить имя. Британский египтолог Джоан Флетчер утверждает, что она доказала путем ДНК-анализа, что таинственный соправитель и следующий после Эхнатона фараон, Сменккара, был, на самом деле, Нефертити. Ведь и при Эхнатоне у Нефертити были права скорее соправительницы, чем «любимой жены фараона». И, если Нефертити впала бы в немилость, разве саркофаг Эхнатона украшали бы ее четыре фигуры там, где у прежних фараонов помещались изображения богов-хранитетей мумий?
В 2003 году Флетчер обратила внимание на мумию женщины 30-40 лет, погибшей в результате удара кинжалом. Самое главное: у этой женщины не было волос. Совсем. Редкая особенность, тесно связанная со спекуляциями по поводу Нефертити: ее особый головной убор, как предполагается, имел своей целью скрыть полную безволосость красавицы. Лицо мумии подвергли компьютерной реконструкции, и результат ошеломляюще напоминал лицо знаменитого бюста Нефертити. А на парике, который, как утверждала Флетчер, принадлежал Сменккаре, остались частицы, позволяющие извлечь из них ДНК, аналогичный ДНК загадочной мумии.
Казалось бы, результат очевиден. Но девизом египтологов является «не верь глазам своим», и теория Флетчер в их кругах уважением не пользуется.
Остается только понять, почему изображения Нефертити были так странно сложены в случае с разобранным «по кирпичикам» храмом.
Египетские ученые и ученый-египтолог Якоб ван Дьюк не сомневаются, что испорченными изображениями были вовсе не изображения Нефертити, а изображения Кийи, и что Нефертити, несомненно, стала соправителем Эхнатона под именем Сменкарры, передав обязанности жены своей старшей дочери, Меритатон.
Это подтверждается тем, что Нефертити взяла себе вторым именем Нефернефератон, которое было и вторым именем Сменкарры, и совпадение здесь полностью исключается. Возможно, статуи, изображающие Нефертити, были разбиты именно для того, чтобы они не выдали истинное лицо нового фараона? Ведь Сменкарра, правивший после Эхнатона, продолжал культ Атона, вопреки нарастающему раздражению среди жрецов и населения, недовольного ослабеванием внешней политики Египта, и был убит в результате заговора в пользу Тутанхамона.
В правлении Эхнатона была и еще одна особенность: похоже, что фараона повсюду окружали женщины его дома, и практически не найдено изображений, где он находился бы рядом с мужчинами. Еще одна загадка, одна из многих.
@темы: Дамский вопрос
Спасибо!