Предупреждаю сразу, что эта часть текста у автора очень хлесткая и хлещет он по христианству, причем хлещет фактами.
С моей точки зрения, здесь идеология стала жертвой популизма руководителей движения, как это всегда и случается. Как-то в Библии и в Евангелиях я запрещений мыться не углядела, хотя и читала их неоднократно и в разных изданиях. Увы, как только философская доктрина становится массовым движением, на белый свет выползает масса полудиких фанатиков и расчетливых политиканов. Разве христианство не дало человечеству гениев? Просто эти гении занимались своим делом, не вмешиваясь, потому как попытки вмешательства умных, но неискушенных людей были бы обречены на провал, и эти люди были достаточно умны, чтобы это понимать.
Что мне нравится у автора, так это то, что он не ограничивает понятие Средневековья временным периодом. В этом мы солидарны.
читать дальше"Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань.
То, что христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани, общеизвестно, но объяснения этому действу я нигде не видел. Тем не менее причина, вполне возможно, лежит на поверхности.
Христиан всегда раздражали ритуальные омовения конкурирующих религий — иудаизма и, позже, ислама. Еще Апостольскими Правилами христианам запрещалось мыться в одной бане с евреем. А где взять баню без еврея? Вот придешь в баню — и смотри в оба, кто там еврей. А вдруг не узнаешь и во грех войдешь? Это потом нацисты головы и носы будут сравнивать, а тогда еврея и по носу то не отличишь от римлянина — те тоже носатые. А ходить и члены рассматривать — так и нарваться можно. Проблема, однако.
Чтобы не впасть в грех, бани и разрушили. Нет бани — нет проблем! К тому же мерзкие язычники обвиняли христиан (сейчас и не подумаешь) в разврате, так как первые христиане ходили в бани с бабами. Архетипичный, кстати, путь развития тоталитаризма — первые большевики тоже будут вооружаться принципом общих бань и лозунгом «долой стыд», а потом будет «секса у нас нет». Они не придумали ничего нового, это был уже пройденный христианами путь.
Для тех, кто Апостольские Правила подзабыл, правилами Трулльского («Пятошестого», 691 — 692 г.) Вселенского Собора бывшее 11-ое правило было подтверждено: запрещено пользоваться услугами врачей-иудеев и, опять же, мыться с евреями в одной бане. Заодно, как пережитки язычества, запрещались, гадания, карнавалы ряженых, и даже ученые медведи. Позже фраза «обвиняемый был замечен принимающим баню» стала обычной в отчетах инквизиции, как несомненное доказательство ереси.
Формально и сегодня любой православный может быть отлучен от Церкви за совместный поход в баню с евреем. По признанию сотрудника отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата священника Всеволода Чаплина, «церковь испытывает большие затруднения в связи с тем, что наше каноническое право сегодня не всегда можно применять буквально. Иначе всех нужно отлучить от Церкви. Если православный ходит в баню, то он должен следить за тем, нет ли рядом еврея. Ведь по каноническим правилам православному нельзя мыться в бане с евреем» (www.sexopedia.ru/appendixes69_pg162.shtml).
Символом победы христианства над банями могли бы послужить ворота римской постройки Порта Нигра (Porta Nigra, «черные ворота») в Трире (родине Карла Маркса) — старейшем городе Германии и бывшей столице римской провинции Бельгика Прима, стоящие среди развалин римских бань (и даже бань, в которых еще мылись первые христиане — термы св. Варвары, 2 век н.э.). В этих воротах древнего Трира, символе города, замуровал себя св. Симеон. Еду ему просовывали в окошко, и замурованный Симеон просидел там лет десять, оставив своих фекалий полную башню. Там же, в своей келье, он и был окончательно замурован после смерти (наступившей от... ладно, ладно, молчу :-). За такой истинно христианский «подвиг» набожный Симеон-затворник был канонизирован Папой Бенедиктом IX и стал Святым Симеоном Сиракузким, а над воротами и вокруг них христиане под руководством архиепископа Поппо надстроили церковь св. Симеона (позже разобранную Наполеоном в 1803 г.).
Дуализм христианства проповедовал ничтожность тела и «умерщвление плоти». Тело — ничто, только душа имела значение.Первая видимость — это тело. Его следовало принизить. Григорий Великий называл тело «омерзительным одеянием души». «Когда человек умирает, он излечивается от проказы, каковой является его тело», — говорил Людовик Святой Жуанвилю.
Монахи, служившие средневековым людям примером для подражания, беспрестанно смиряли свою плоть, культивируя аскетические привычки.
В монастырских уставах указывалось максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур, поскольку все это считалось роскошью и проявлением изнеженности. Для отшельников грязь была добродетелью. Крещение должно было отмыть христианина раз и навсегда в прямом и переносном смысле. (Жак ле Гофф «Цивилизация средневекового Запада»).
Христианство выкорчевало из памяти народа даже мысли о банях. Столетия спустя, крестоносцы, ворвавшиеся на Ближний Восток, поразили арабов своей дикостью и грязью. Но франки-крестоносцы, столкнувшись с таким забытым благом цивилизации, как бани Востока, оценили их по достоинству и даже попытались вернуть в XIII веке этот институт в Европу.
То, что возникло в Европе, напоминало, конечно, пародию на восточные или римские термы — вместо бань с фригидариумами, кальдариумами и тепидариумами средневековые помывочные представляли собой комнату с несколькими лоханями, так что «банями» их можно называть только условно, это семантическая погрешность перевода (фр. bain и англ. bath могут обозначать как баню, так и ванну-кадушку).
Впрочем, даже эти «комплексы досуга», представляющие по сути просто маленькие публичные дома, просуществовали недолго — во времена вскоре наступившей Реформации усилиями светских и церковных (как католических, так и протестантских) властей даже эти «бани» вновь были надолго искоренены как очаги разврата и духовной заразы.
Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения.
Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. Основывался этот взгляд на поучениях знаменитого отца церкви Св. Иеронима, который отвергал какую бы то ни было гигиену, даже простое умывание, ибо после обряда крещения ни в каких других омовениях уже нет ни малейшей нужды.
В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу:
«По-видимому, монахини появились раньше, чем монахи: не позднее середины III столетия. Некоторые из них замуровывали себя в гробницах.
На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского полаобычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки». (Бертран Рассел)
Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого: в XIV веке от чумы — «черной смерти» (этимология этой эпидемии спорна, мнения существуют разные) Франция потеряла треть населения, а Англия и Италия — до половины. Многие города вымерли почти полностью. Жители бежали из пораженных чумой городов и боялись возвращаться назад — потому что Черная Смерть тоже возвращалась и забирала тех, кому посчастливилось в первый раз. Деревни тоже опустели и многие поля превратились в пастбища или заросли лесом. Чума унесла 25 миллионов жизней, одну четвертую часть населения континента, но вот парадокс – христиане сочли чуму наказанием за грехи, в том числе и за посещение бань!
Прошли столетия, прежде чем человечество вновь подружилось с водой и вспомнило о пользе мытья в бане"
"Миф 4. Люди не мылись по много лет
Про мытье говорить тоже очень модно. Причем тут приводятся совершенно настоящие примеры – монахи, которые от излишка «святости» не мылись годами, вельможа, который тоже от религиозности не мылся, чуть не умер и его отмыли слуги. А еще любят вспоминать принцессу Изабеллу Кастильскую (многие ее видели в недавно вышедшем фильме «Золотой век»), которая дала обет не менять белье, пока не будет одержана победа. И бедная Изабелла держала свое слово три года.
Но опять-таки выводы делаются странные – отсутствие гигиены объявляется нормой. То, что речь во всех примерах о людях, которые дали обет не мыться, то есть видели в этом какой-то подвиг, подвижничество, не принимается во внимание. Между прочим, поступок Изабеллы вызвал большой резонанс во всей Европе, в честь нее был даже придуман новый цвет, настолько всех потряс данный принцессой обет.
читать дальше
Ну и самый главный аргумент. Стоит посмотреть статистику производства мыла в Средние века, чтобы понять – все, что говорят о повальном нежелании мыться – вранье. Иначе для чего бы требовалось производить такое количество мыла?"www.ateismy.net/content/spravochnik/history/8mi...
Бани закрывались по вполне прозаической причине - распространение болезней
"Баня была местом встреч, развлечений, приятного времяпрепровождения и вплоть до распространения (с конца XV в.) в Европе сифилиса бани посещали часто, получая от этого большое удовольствие."
(Филиппов Б и Ястребицкая А. "Европейский мир Х-ХV вв" )
С этим согласны и современные медики
med-spravki.info/dermatologia/gribok.html
"основным способом инфицирования грибками стоп являются плавательные бассейны, бани и душевые, на влажном полу которых, грибки находят очень хорошие условия для своего существования."
www.academ-clinic.ru/venerology.html
"трихомониаз – болезнь, которую можно поучить не только от сексуального партнера, а просто от похода в баню или душ. Вызывается паразитом, который передается не только через половой контакт, но и через влажные предметы, например мочалки, полотенца, влажную одежду."
мыло варилось повсеместно со времен Карла Великого
CAPITULARE DE VILLIS
О ПОМЕСТЬЯХ.
около 800 г.
43. Женским помещениям нашим вовремя, как установлено, давать материал для работы, именно: лен, шерсть, вайду, алую и красную краски, гребни для чесания шерсти, ворсянку, мыло, жиры, сосуды и прочую мелочь, которая нужна там.
44. Из постного ежегодно две части посылать для нашего стола, именно: овощи, рыбу, сыр, масло, мед, горчицу, уксус, пшено, просо, зелень сушеную и свежую, редьку и еще репу, воск, мыло и прочую мелочь; а о том, что останется, как мы сказали, с описью нам сообщать и никоим образом от этого не уклоняться, как раньше делали, ибо по этим двум частям нам желательно знать о той третьей, которая осталась.
45. Чтобы каждый управляющий имел в своем ведении добрых мастеров, именно: кузнецов, серебряных и золотых дел мастеров, сапожников, токарей, плотников, оружейников, рыболовов, птицеловов, мыловаров, пивоваров
ЗАЙН АЛ-АБИДИН МАРАГАИ
ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВИЯ ИБРАХИМ-БЕКА ИЛИ ЕГО ЗЛОКЛЮЧЕНИЯ ПО ПРИЧИНЕ ФАНАТИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ К РОДИНЕ
www.vostlit.info/Texts/rus9/Ibrahim_bek/framete...
в частности
"Войдя в баню, мы чуть не задохнулись от запаха гниющей воды. Яма, наполненная смрадной жижей, носит название «бассейн», или иначе «курр». 66 Вода в этом водоеме от грязи приобрела цвет павлиньего пера, а отвратительный запах ее кружил голову.
Я тут же подумал, каким ужасным рассадником заразы является эта лужа с ее застойной водой, которую не меняют по три месяца, где полощутся день и ночь все жители города, мужчины и женщины, не исключая больных, убогих и запаршивевших! "короче закончилось мытье так
"Одним словом, принесли горячей воды, я помылся, переменил белье и дал себе зарок не ходить больше в Иране в баню."
А вы не задумывались о том, что это нашей деревенщине ударил в нос запах духов?
Существует интересный исторический источник о пребывании самого Петра Первого в Париже
www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/France/XVIII/1...
Так вот наш царь визитом был "весьма доволен" ни в какую лужу или кучку не вляпался, и даже посетил целебные бани
"в 29-е прибыл в Ахен, старинный город, построенный Императором Карлом Великим, в котором осмотрев достопамятности и теплые целительные бани, поехал в Шпа, где употреблял для здравия своего холодные воды, по окончании которых возвратился оттуда, 2-го августа, в Амстердам, где с нетерпеливостию ожидала Его Императрица Екатерина Алексеевна
...
прибыл к водам в Шпа, яко ко пристанищу спасения, где употреблял с успехом целебные воды, особливо Жеронетерские, получил силы и здравие, 1717 года, 22-го июля. Потом, возвратившись в свою Империю чрез Голландию, повелел поставить здесь сей вечный знак памяти, в признание, 1718 года. "
Так, пришло время разобраться. Я поняла Вашу точку зрения и то, что Вас так возмущает.
Нет, я не думаю, что "нашей деревенщине" был незнаком запах духов.
"Дневник Путешествия" описывает состояние иранских купален уже в восемнадцатом веке, по-моему.
Наконец, не вижу причины, по которой европейцы наговаривали бы на себя и свою историю. Автор статьи цитирует то, о чем расскажет любой европейский гид. Лично я в прошлом мае, рассматривая в Ипсвиче знаменитые портреты знаменитостей, сказала, что мне не нравится мода на эти ужасные гофрированные воротники. Мне тут же любезно объяснили, что целью этих воротников было просто собирать на себя падающих вшей. Воротник было сменить легче, чем охотиться за противным насекомым по всей поверхности тела.
Похоже, у Вас большой материал по данному вопросу, и он вам близок. Почему бы Вам не собрать все рассыпанные здесь ссылки, и не написать пост в защиту средневековой Европы у себя? Многим будет интересно))
2. причина проста: Средневековая Европа - эпоха христианства, Современная секулярная Европа активно выкорчевывает все что в ней напоминает о том времени. Вспомните споры вокруг упоминания в Европейской Конституции христианских корней Европы.
Ну и плюс обычное желание рассказчика (которому наивные туристы еще и деньги платят) приукрасить свой рассказ душеволнующими эпатирующими подробностями. В ход идет все, в том числе и бабушкины сказки-дедушкины рассказки.
даже в историчсеких источниках умные ученые выделяют анекдоты, что уж говорить о рассказах гида.
3. Написано уже - я давал ссылки на статьи со своего сайта.
Вам не нравится что я вам всю тему испортил? - извините, вот такой вот я неполиткорректный.
Просто так часто бывает: когда кто-то размещает статью Абсентиса на форуме или дневнике - то размещатель не чувствует что он кого-то задевает или кому-то что-то навязывает, однако если ему приведут противположную точку зрения, то он начинает возмущаться что к нему "все лезут". По моему это несправедливо.
Надеюсь что вы не такая )
Вам не нравится что я вам всю тему испортил? - извините, вот такой вот я неполиткорректный
Все гораздо проще. Я искала инфу по условиям жизни в 15-м веке - для ролевки. Нашла статью, в которой тьма материала, и которая написана с настроением. Мне это показалось забавным - разместила у себя для заглядывающих, многие из которых тоже делают ролевки. И буду в ближайшем будущем продолжать размещать все читабельное по данному периоду. Не больше и не меньше.
Грязь и болезни европейского Средневековья настолько известны, и по ним столько трудов написано, что как-то защищать свое согласия с мнением Абсентиса я просто не буду, мне времени своего жалко))
обычное желание рассказчика (которому наивные туристы еще и деньги платят) Нет, я по миру езжу не туристом, поэтому смысла "втирать мне очки" ни для кого нет. В Иране не была, и даже инфа по нему мне пока не была нужна, поэтому отличие гигиены средневекового Ирана от античного и современного - это не ко мне.
www.mk.ru/blogs/idmk/2001/09/07/mk-daily/39058/
Москва - СОРТИРовочная
"Чем пахнет столица тихими вечерами? Да нет, не цветами и зеленой травой. Увы, не ароматом свежесваренного кофе из маленьких кофеен. Даже не парами бензина... Москва пахнет отходами жизнедеятельности, и только сильный мороз способен законсервировать этот запах.
В подворотни и темные скверы, за гаражи и мусорные баки быстрой походкой идут сограждане, даже не делая вид,
что просто так прогуливаются."
Не хотите написать ролевку о современной Москве? ))
Вы можете конечно писать ролевки и можете не спорить со мной, просто я тоже для заглядывающих хотел бы заметить что никаких таких трудов, доказывающих исключительную нечистоплотность Средневековой Европы не существует, по той простой причине что серъезным ученым (а не Зюскиндам) известно о том, что в этом вопросе все очень сложно. Так что, даже будь у вас время, переспорить меня вы бы не смогли )
Не хотите написать ролевку о современной Москве? Нет, пока с Испанией в 1500-х бы разобраться)
что серъезным ученым (а не Зюскиндам) В тексте масса ссылок на серьезных ученых
Кажется, Вас больше задели нападки автора статьи на католичество, а не санитарное состояние жизни в Европе. Ну не любит человек католиков, что ж теперь делать? Как следут из Ваших цитат, в странах с другой доминирующей религией было не лучше, разве что в античные времена.
Лично я вообще не склонна смешивать религиозные предпочтения с демографическими ситуациями. Профану даже понятно, что в странах с большой плотностью населения и отсутствием развитой системы канализации моровые поветрия неизбежны. А до канализации ли, когда то 17-летняя война, то 30-летняя, то 100-летняя... Да рабство, да оброки, да хроническое недоедание, да ничтожная продолжительность жизни...
Фернан Бродель. "Структуры повседневности: возможное и невозможное".Гл.4 ". Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе - как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами,с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали "мыльнями" в полуподвалах; тут находились парильня и кадки - обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) ее обнаружили в герцогском лагере
кстати вы знаете сколько длились китайско-тибетские войны? Столетняя война отдыхает.
Какой вывод из этого можно и нужно сделать? Да, его поведение было довольно экстравагантным даже для монаха 11 века, но при этом оно подается как поведение, оцениваемое положительно. Вот что важно -- не то, каков был процент грязнуль в сравнении с чистюлями, а то, что в те времена убежденного свинтуса считали человеком достойным. И здесь речь не идет о пренебрежении банями -- говорится о том, что он воздерживался от индивидуального душа -- именно так следует расшифровать слова "лить воду на тело"