Do or die
"Оружейник — это прежде всего работа железом, от его умения обрабатывать твердый металл и придавать ему форму зависит качество оружия. Еще в древности человек Востока, прежде всего индиец, значительно превосходил в этом западные нации, и это превосходство сохранилось до сих пор: ведь и сегодня при самых гигантских расходах в Европе не могут сделать клинок, равный по качеству индийскому, персидскому или японскому.
читать дальшеО заготовке железа на Востоке в древнейшие времена известно крайне мало. В Европе выработка железа долгое время была исключительно примитивной. Допотопное измельчение в ступе и просеивание были унаследованы от древности средневековьем, и только в 1519 году в Иоахимстале, в Рудных горах, была основана первая толчея с сырой обработкой руды.
В раннем средневековье изготовление клинка представляло для оружейника величайшую трудность, поэтому хорошие мечи окружали восторженным преклонением и нередко приписывали им чудесные свойства. Старинный хауберт, броня и более поздний лентнер делались всего лишь из кусочков железа и кованой проволоки, щит — из нескольких кусков жести, последовательно соединяемых заклепками; даже шлем состоял из нескольких прокованных кусков, но изготовление клинка, особенно большой длины, да при высоких требованиях к его эффективности, — это была одна из сложнейших задач, чем и объясняется, что первые оружейники стремились окутать свои методы завесой глубочайшей секретности.
Сарацинские мастерские Сицилии и мавританские в Испании отправляли в IX веке свои непревзойденные клинки в Европу в огромных количествах. Позже, в XI веке, начался значительный ввоз оружия из Дамаска через Византию в Венецию, а также из Индии через Геную.
Исключительного мастерства, необыкновенной осторожности и терпения требовала ковка клинка для меча, сваривание его основы с боковыми частями — лезвиями из «крепкой» стали. Эта сложная технология, для которой обязательно нужен падающий молот, пришла с Востока.
Кельто-иберы и другие горные народы изготавливали свои клинки, закапывая железные заготовки в сырую землю и оставляя их там, пока ржавчина не съедала самые слабые, худшие части. Из сохранившихся, самых крепких, кусков они ковали свои клинки, считавшиеся превосходными. Способ не кажется неправдоподобным, коль скоро мы знаем, что ржавчина поражает сталь гораздо в меньшей степени, чем железо; чем оно менее чистое, тем скорее оно разложится, так что сохранятся лучшие части. Сходный способ наблюдался у японцев.
В Японии мастер мечей принадлежал к самым почитаемым ремесленникам; положение обязывало его и его близких ко многому, прежде всего к чистоте нравов и занятиям благотворительностью. Завершение процесса изготовления меча происходило в богато убранной мастерской, причем мастер исполнял работу в полном должностном облачении в присутствии своей семьи и заказчика. Еще лет двадцать назад для мужчины из военной касты, самурая, было позорным поступком продать свой меч: он скорее позволил бы убить себя. Клинки выдающихся мастеров стоили по пять, даже по шесть тысяч гульденов. В соответствующем месте мы приведем список самых знаменитых мастеров мечей в Японии с I по XVII век.
Хороший клинок определялся не только качеством железа, но также остротой и правильностью заточки и тонкостью полировки. Техника заточки, несомненно, заимствована с Востока; но уже в VIII веке в ней достигли удивительного мастерства и европейцы. Заточка производилась полностью механическим способом на так называемых шлифовальных мельницах, приводимых в движение с помощью энергии воды. Только этим можно объяснить поразительно равномерную «полую» заточку, грани которой идеально прямые или состоят из одинаковых повторяющихся дуг. Высочайшего совершенства достигают в XIV веке миланцы. На улице Мулино делле арми на канале у Порта Тичинезе мельницы стояли в ряд, и еще в XVII веке отсюда выходили те самые вожделенные для многих клинки с прерывными долами, клинки «Патер ностер» и т. п.
В начале XI века более серьезные задачи встали перед оружейниками при выпуске защитного оружия. Раньше теменную часть шлема всегда делали из одного куска металла, эта техника очень мастерски применялась на Востоке уже многие столетия.
Для этого куску железа нужной толщины в форме диска, раскаленному докрасна, придавали чашеобразную форму тяжелым падающим молотом и только после этого обрабатывали начисто молотком и зубилом. Кузнецы шлемов в XVI веке достигли такого уровня мастерства, что к концу века, в 1580-е годы, умели выковать из одного куска не только теменную часть, но и гребень высотой до 12 см — для ручной работы результат невероятно высокий.
Уже в начале XI века из одного куска делали итальянские круглые щиты-рондаши, но это свидетельствует не столько о мастерстве ремесленника, сколько о размере обрабатываемых кусков железа. С развитием техники обработки металла возникла и соответствующая гильдия — кузнецов шлемов (нем. Helmschmiede), только к концу XV века постепенно растворившаяся в гильдии доспешников (нем. Plattner), занимавшихся изготовлением полных пластинчатых доспехов.
Из XII века до нас дошли известия, что производством шлемов была знаменита Павия. Но шлемное производство там гораздо старше, средневековье унаследовало его еще от римских времен.
Новые сложности возникли в 1560-х годах у итальянских доспешников в связи с необходимостью изготовления новейших турнирных доспехов для копийного поединка через барьер, на которых отдельные усиления достигали колоссальных размеров.
Не менее авторитетную гильдию с раннего средневековья составили кольчужники (нем. Brunner, старонем. prûner, или Sarwurcher, старонем. sarburner) — изготовители панцирей из колец, переплетенных различными способами. Она возникла с появлением доспехов из кожаных ремней с нанизанными кольцами; когда они устарели, стала выпускать так называемые кольчуги (кольчужную ткань Panzer- или Mußzeug, позже собственно кольчуги — Panzerhemden). Кольца для них делали из кованых, похожих на сплющенную проволоку кусков железа, соединяемых в кольцо холодной клепкой. В позднейших кольчугах XIV и XV веков одно кольцо спаивали, другое заклепывали. Позже кольца только заклепывали.
Тянутую проволоку даже в XVI веке ни в кольчугах, ни в воротниках никогда не применяли. В 1570-х годах кольчуги окончательно вышли из употребления, и с ними исчезла некогда высокочтимое ремесло."
читать дальшеО заготовке железа на Востоке в древнейшие времена известно крайне мало. В Европе выработка железа долгое время была исключительно примитивной. Допотопное измельчение в ступе и просеивание были унаследованы от древности средневековьем, и только в 1519 году в Иоахимстале, в Рудных горах, была основана первая толчея с сырой обработкой руды.
В раннем средневековье изготовление клинка представляло для оружейника величайшую трудность, поэтому хорошие мечи окружали восторженным преклонением и нередко приписывали им чудесные свойства. Старинный хауберт, броня и более поздний лентнер делались всего лишь из кусочков железа и кованой проволоки, щит — из нескольких кусков жести, последовательно соединяемых заклепками; даже шлем состоял из нескольких прокованных кусков, но изготовление клинка, особенно большой длины, да при высоких требованиях к его эффективности, — это была одна из сложнейших задач, чем и объясняется, что первые оружейники стремились окутать свои методы завесой глубочайшей секретности.
Сарацинские мастерские Сицилии и мавританские в Испании отправляли в IX веке свои непревзойденные клинки в Европу в огромных количествах. Позже, в XI веке, начался значительный ввоз оружия из Дамаска через Византию в Венецию, а также из Индии через Геную.
Исключительного мастерства, необыкновенной осторожности и терпения требовала ковка клинка для меча, сваривание его основы с боковыми частями — лезвиями из «крепкой» стали. Эта сложная технология, для которой обязательно нужен падающий молот, пришла с Востока.
Кельто-иберы и другие горные народы изготавливали свои клинки, закапывая железные заготовки в сырую землю и оставляя их там, пока ржавчина не съедала самые слабые, худшие части. Из сохранившихся, самых крепких, кусков они ковали свои клинки, считавшиеся превосходными. Способ не кажется неправдоподобным, коль скоро мы знаем, что ржавчина поражает сталь гораздо в меньшей степени, чем железо; чем оно менее чистое, тем скорее оно разложится, так что сохранятся лучшие части. Сходный способ наблюдался у японцев.
В Японии мастер мечей принадлежал к самым почитаемым ремесленникам; положение обязывало его и его близких ко многому, прежде всего к чистоте нравов и занятиям благотворительностью. Завершение процесса изготовления меча происходило в богато убранной мастерской, причем мастер исполнял работу в полном должностном облачении в присутствии своей семьи и заказчика. Еще лет двадцать назад для мужчины из военной касты, самурая, было позорным поступком продать свой меч: он скорее позволил бы убить себя. Клинки выдающихся мастеров стоили по пять, даже по шесть тысяч гульденов. В соответствующем месте мы приведем список самых знаменитых мастеров мечей в Японии с I по XVII век.
Хороший клинок определялся не только качеством железа, но также остротой и правильностью заточки и тонкостью полировки. Техника заточки, несомненно, заимствована с Востока; но уже в VIII веке в ней достигли удивительного мастерства и европейцы. Заточка производилась полностью механическим способом на так называемых шлифовальных мельницах, приводимых в движение с помощью энергии воды. Только этим можно объяснить поразительно равномерную «полую» заточку, грани которой идеально прямые или состоят из одинаковых повторяющихся дуг. Высочайшего совершенства достигают в XIV веке миланцы. На улице Мулино делле арми на канале у Порта Тичинезе мельницы стояли в ряд, и еще в XVII веке отсюда выходили те самые вожделенные для многих клинки с прерывными долами, клинки «Патер ностер» и т. п.
В начале XI века более серьезные задачи встали перед оружейниками при выпуске защитного оружия. Раньше теменную часть шлема всегда делали из одного куска металла, эта техника очень мастерски применялась на Востоке уже многие столетия.
Для этого куску железа нужной толщины в форме диска, раскаленному докрасна, придавали чашеобразную форму тяжелым падающим молотом и только после этого обрабатывали начисто молотком и зубилом. Кузнецы шлемов в XVI веке достигли такого уровня мастерства, что к концу века, в 1580-е годы, умели выковать из одного куска не только теменную часть, но и гребень высотой до 12 см — для ручной работы результат невероятно высокий.
Уже в начале XI века из одного куска делали итальянские круглые щиты-рондаши, но это свидетельствует не столько о мастерстве ремесленника, сколько о размере обрабатываемых кусков железа. С развитием техники обработки металла возникла и соответствующая гильдия — кузнецов шлемов (нем. Helmschmiede), только к концу XV века постепенно растворившаяся в гильдии доспешников (нем. Plattner), занимавшихся изготовлением полных пластинчатых доспехов.
Из XII века до нас дошли известия, что производством шлемов была знаменита Павия. Но шлемное производство там гораздо старше, средневековье унаследовало его еще от римских времен.
Новые сложности возникли в 1560-х годах у итальянских доспешников в связи с необходимостью изготовления новейших турнирных доспехов для копийного поединка через барьер, на которых отдельные усиления достигали колоссальных размеров.
Не менее авторитетную гильдию с раннего средневековья составили кольчужники (нем. Brunner, старонем. prûner, или Sarwurcher, старонем. sarburner) — изготовители панцирей из колец, переплетенных различными способами. Она возникла с появлением доспехов из кожаных ремней с нанизанными кольцами; когда они устарели, стала выпускать так называемые кольчуги (кольчужную ткань Panzer- или Mußzeug, позже собственно кольчуги — Panzerhemden). Кольца для них делали из кованых, похожих на сплющенную проволоку кусков железа, соединяемых в кольцо холодной клепкой. В позднейших кольчугах XIV и XV веков одно кольцо спаивали, другое заклепывали. Позже кольца только заклепывали.
Тянутую проволоку даже в XVI веке ни в кольчугах, ни в воротниках никогда не применяли. В 1570-х годах кольчуги окончательно вышли из употребления, и с ними исчезла некогда высокочтимое ремесло."