С Востока в конце XVI века дошел в Европу вид обработки железа, дающий струящуюся текстуру поверхности металла; это так называемое изготовление дамасской стали (нем. Damaszierang).
читать дальшеНазвание происходит от города Дамаск, где этот вид выделки железа главным образом для клинков, существовал еще в древности. Но зародился этот способ в древнейших в мире очагах железоделательного ремесла, на южных склонах Гималаев. Мы располагаем сегодня старинными индийскими клинками мечей и кинжалов, изготовленными тем же способом. Узорчатые клинки упоминаются уже в европейских источниках VI века, но эти клинки, конечно, вышли из восточных мастерских.
Своеобразная текстура подлинной булатной стали — не внешнее украшение, она распространяется не только на поверхность изделия, но и на весь массив. Эта текстура образуется в результате внутренней кристаллизации, которую претерпевают частицы наполовину расплавленной стали при ее медленном затвердевании. Поэтому мы не можем относить ее к украшениям на металле и тем более, как это часто делается, смешивать с действительно чисто внешней отделкой, такой, как «имитированный дамаск», «матовое травление» или даже «инкрустация», «ниелло» и т. п.
Способ изготовления булатной стали еще до конца неясен, хотя за последние сорок лет благодаря опытам Клуэ, Кривелли, Бреана и в особенности Аносова мы продвинулись так далеко, что можем получить сталь, почти неотличимую от подлинной индийской. В принципе булатная сталь изготавливается сплавлением нескольких пластин из высокоуглеродистой стали либо сплавлением проволоки различных сортов и крайне медленным охлаждением сплава. Различные формы получаются вследствие разного вращения и движения частиц стали. Своеобразную текстуру дает и обработка кислотами, также по-разному действующими на разные частицы железа.
На Востоке из видов булатной стали различают: шам; табан; каратабан (черный табан); хорасан; карахорасан (черный хорасан); гинди; кумгинди и нейрис. Мы в основном различаем струящийся дамаск, ленточный (струнчатый), спиральный (волосяной), розовый (сетчатый), и, наконец, редко встречающийся мозаичный (коленчатый) с различными правильно чередующимися узорами.
Имитированный дамаск получают травлением поверхности металла, и, если лучше приглядеться, его легко узнать.
В пластинчатых доспехах XV века особое значение придавали закалке нагрудника, и наибольших успехов в этом достигли, бесспорно, миланцы. К 1480-м годам способ закалки был, по-видимому, забыт, поскольку Максимилиан I приложил много усилий, чтобы открыть его заново; и ему это якобы удалось.
Инструменты, которые доспешники использовали в своей работе, нам известны по нескольким инвентарным спискам XVI века. Как обрабатывали доспех, прежде чем отшлифовать на шлифовальной мельнице и протереть, сделав его блестящим, — нам показывает детский доспех Карла V от 1511 года. Он не завершен и обработан только молотком, так что каждый след молотка и зубила на нем отчетливо виден.
Прежде чем перейти к видам украшения, бегло упомянем разные виды окрашивания железа.
Если обойти молчанием окраску с использованием красок, то начать надо с синеватого воронения (нем. Blauanlaufen). Оно производилось в огнеупорных раскаленных древесных углях, и оружейники, особенно итальянские, достигли в нем такого мастерства, что могли не только получать равномерную окраску на самых крупных изделиях, но и выдержать любой оттенок. Ценился фиолетовый и особенно красный (сангина).
Способ придания железу нарядного серого тона, которым отличаются самые известные инкрустированные миланские доспехи и современное им арабское защитное оружие, пока заново не открыт.
Известно черное воронение (нем. Schwarzanlaufen), которое получается, если обжигать изделия в горячей золе; часто используемое в настоящее время коричневое воронение (нем. Brunieren) — вошло в употребление в Милане еще в 1530-е годы.