воскресенье, 15 февраля 2009
Тема банно-прачечных проблем в Средневековье оказалась настолько острой, что мне не осталось ничего другого, как только начать ее раскапывать собственными силами. В дискуссии была, например, высказана экзотическая мысль о том, что медицины, как таковой, в Средние века и не было, а так называемые врачи применяли к больным прямо-таки палаческие методы. Одним из аргументов было то, что и цирюльники пользовали страдальцев. Ну, по этому поводу я помещу отдельную статью, из которой все станет понятным. Надо сказать, что по гуглу все ссылки на слово «цирюльник», кроме одной-двух, упорно отождествляют это понятие с делами парикмахерскими. Та же история, что и с понятием «плебей» - полное искажение изначального смысла.
читать дальшеНе являясь ни в коем случае специалистом в истории медицины, я все-таки неоднократно встречала в литературе информацию о том, что медицина в Средневековье чувствовала себя очень даже неплохо. Более того, то, что может нам показаться вопиющей чепухой, на самом деле таковой не являлось. Хорошим примером может быть история с так называемым безоаром, камнем, который служил, как верили в те времена, мощным противоядием. Извлекали его из желудка жвачных животных, хотя средневековые специалисты по рекламе «продавали» клиенту совсем другие истории. Совсем как в наши дни.
Так вот, уже в 20-м веке американский химик Э. Бенсон, исследуя камни, извлеченные из желудка жвачных животных, предположил, что они действительно способны обезвреживать соединения мышьяка. Между фосфорнокислыми солями, которые в большом количестве содержатся в камне, и ядовитыми соединениями трехвалентного мышьяка происходит реакция обмена: вместо соли мышьяка в раствор переходит безвредное соединение фосфора. Кроме того, пятивалентный мышьяк связывается в нетоксичный комплекс белковыми соединениями безоарова камня.
Почему именно мышьяк? Потому что в Средние века именно мышьяк стал основой для приготовления ядовитых смесей, вытеснив растительные яды. Лично я думаю, что это произошло потому, что растительный яд убивает безжалостно, но быстро, а вот умелое пользование мышьяком могло растянуть мучения жертвы надолго. Хотя можно найти и более практичное объяснение: скармливаемый малыми дозами мышьяк вызывает симптомы, сходные с болезнями пищеварительной системы, поэтому у отравителя оставался хороший шанс, что смерть врага спишут на естественные причины.
Что касается утверждений незабвенного Абсентиса по поводу того, что христианство убило гигиену, то этому противоричит много фактов. Именно монастыри хранили, переписывали, дополняли медицинские трактаты, аргументировали в своих сочинениях со светилами древности, устраивали госпитали, лечили больных, составляли описания болезней и методы борьбы с ними. С тезисами Абсентиса спорят и другие факты, как то наличие и процветание в средневековой Европе санэпидемстанций, специализированных врачей и инспекторов-эпидемиологов, карантинов. Если люди имели вполне правильное представление о санитарии, они просто не могли не понимать значения личной гигиены. Другое дело общественные бани, их присутствие и отсутствие. Это вообще отдельный вопрос.
Да, народ норовил и тогда нагадить там, где жил, психология обывателя с тех времен ничуть не изменилась. Достаточно пройти и сегодня по улице любого города в субботу ранним утром, до того, как улицы начнут очищать от последствий гулянок минувшей ночи.
Да, и тогда высказывались довольно глупые взгляды на то, как пользовать больных – как высказываются они и сейчас. И тогда, как и сейчас, добросовестные медики старались против вредных глупостей бороться.
Да, и тогда ловкие мошенники умели выманивать у простаков деньги, избавляя их от, например, глупости, как на известной картине Босха. А сейчас простаки идут чистить ауры или снимать родовые проклятья. И с тем же успехом.
Мир вообще мало изменился. Например, в европейской медицине XII—XV вв. осмотр мочи был одним из основных средств постановки диагноза. Изображение уринария — сосуда для сбора мочи, даже стал одним из символов медицины.
В XIII—XIV столетиях различали несколько сот разновидностей мочи, из них 20 разновидностей по цвету (различали, например, 6 оттенков белого цвета), несколько десятков разновидностей — по количеству плавающих примесей и так далее.
Рассматривая мочу, врачи пытались не только поставить диагноз и составить прогноз лечения болезни, но определить возраст, пол и характер больного. Часто врач отказывался от осмотра больного. Достаточно было того, что кто-нибудь из его родных или знакомых приносил мочу в дом врача.
Что мы имеем сегодня? Анализ мочи приносится в лабораторию, где его исследует машина. Если машина не выявила никих отклонений от нормы в данном образце, то дальнейший разговор с врачом строится так:
- Ага, посмотрим анализ... Все хорошо!
- Но у меня бок болит невыносимо уже две недели!
- Ну, придется потерпеть. С вами все в порядке, анализ ничего не показал.
В XIV столетии врачи Королевской коллегии врачей в Англии предложили запретить членам коллегии давать советы больным без их обследования, на основании одного лишь вида мочи. В XXI столетии такого запрещения пока в муниципальные поликлиники не поступало.
@темы:
Англия Плантагенетов