Do or die
Медицину позднего средневековья называют «схоластической», имея в виду ее отрешенность от реальной жизни.
читать дальшеРешающим для развития медицины было то обстоятельство, что в университетах основой преподавания служила лекция. Медики-схоласты занимались изучением и толкованием текстов античных и некоторых арабских авторов, главным образом, Гиппократа, Галена и Авиценны. Их произведения заучивались наизусть. Практических занятий, как правило, не было: религия запрещала «пролитие крови» и вскрытие человеческих трупов. Врачи на консилиумах часто спорили по поводу цитат вместо того, чтобы принести практическую пользу больному.
Схоластический характер медицины позднего средневековья особенно ярко проявился в отношении университетских врачей к хирургам: в подавляющем большинстве средневековых университетов хирургия не преподавалась. В эпоху позднего средневековья и возрождения хирурги считались ремесленниками и объединялись в свои профессиональные корпорации. Анатомию преподавали вместе с физиологией и практической медициной. Если лектор не имел возможности иллюстрировать на опыте свои лекции по анатомии и хирургии, он дополнял их анатомическими рисунками собственного изготовления, которые иногда представляли собой изящные миниатюры.
Только в XIII в. общую медицину начинают преподавать в университетах в тесной связи с хирургией. Этому способствовали старания великих врачей, бывших одновременно и талантливыми хирургами. Медицинские руководства XIII и XIV вв. содержат изображения костей скелета и анатомические рисунки.
Первый в Европе учебник анатомии был составлен в 1316 г. магистром Болоиского университета Мондино де Луцци (1275-1326 гг.). Его сочинения пользовались успехом и в эпоху Возрождения, великий Леонардо полемизировал с ним в области анатомии. Многое в сочинении де Луцци заимствовано из труда Галена «О назначении частей человеческого тела» ввиду того, что анатомирование производилось крайне редко.
Первые публичные рассечения трупов, производимые в конце эпохи средневековья, были настолько редки и необычны, что часто становились сенсацией. Именно в те времена возникла традиция устройства «анатомических театров». Император Фридрих II (1194—1250) интересовался медициной и во многом способствовал процветанию школы в Салерно, он основал Неаполитанский университет и открыл в нем кафедру анатомии — одну из первых в Европе. В 1225 г. он предложил врачам Салерно заниматься анатомией, а в 1238 г. издал указ о публичном вскрытии тел казненных преступников в Салерно.
В Болонье преподавать анатомию с использованием вскрытия трупов начали в конце XIII в. Мондино де Луцци в начале XIVв. мог вскрывать трупы примерно раз в год. Заметим для сравнения, что медицинский факультет в Монпелье получил разрешение вскрывать трупы казненных лишь в 1376 г.
В присутствии 20— 30 зрителей последовательное вскрытие разных частей тела (живот, грудь, голова и конечности) продолжалось соответственно четыре дня. Для этого воздвигались деревянные павильоны — анатомические театры. На представление публику приглашали афиши, иногда открытие этого зрелища сопровождалось звоном колоколов, закрытие — выступлением музыкантов. Приглашались почетные лица города.
В XVI— XVII вв. анатомические театры часто превращались в торжественные демонстрации, которые проводились с разрешения властей в присутствии коллег и учеников. В России учреждение анатомических театров связано с именем Петра I, по указу которого в 1699 г. в Москве началось преподавание анатомии для бояр с демонстрациями на трупах.
Хирургической энциклопедией позднего средневековья и наиболее распространенным учебником хирургии до XVII в. было «Обозрение хирургического искусства медицины» Ги де Шолиака (1300-1368 гг.). Он учился в Монпелье и Болонье; большую часть жизни провел в Авиньоне, где был врачом папы Климента VI. В числе своих учителей он называет Гиппократа, Галена, Павла Эгинского, Разеса, Альбу-касиса, Роджера Фругарди и других врачей Салернской школы.
Ги де Шолиак был прекрасно образованным человеком и талантливым писателем. Его увлекательные и живые сочинения способствовали тому, что в хирургической практике были восстановлены давно забытые приемы, в частности, наркотические вдыхания при производстве операций. Основой хирургии Гюи де Шолиак считал анатомию.
Им создай и применен в практике ряд хирургических инструментов и приборов, разработаны некоторые хирургические операции.При переломах бедра он применял вытяжение, для зашивания ран кишечника накладывал шов скорняка, при ампутации конечностей пытался применять анестезию с использованием губки, пропитанной опием, соком паслена, белены, мандрагоры, болеголова, латука (местная анестезия с использованием губки, общая — вдыхание испарений).
Гюи де Шолиак упоминает о зеркале, применявшемся при акушерских операциях, и производстве кесарева сечения в случае смерти матери и жизнеспособности плода.В книге также уделялось внимание дентиатрии. Автор разделял лечение зубов на два вида: универсальное и индивидуальное. К универсальному лечению Ги де Шолиак относил, в частности, соблюдение гигиены полости рта. Правила гигиены насчитывали 6 пунктов, один из которых предполагал мягкую чистку зубов смесью меда, жженой соли и небольшого количества уксуса.
В этом посте я практически цитирую Марчукову с небольшими только дополнениями, почему-то мало нашла доп. материала
читать дальшеРешающим для развития медицины было то обстоятельство, что в университетах основой преподавания служила лекция. Медики-схоласты занимались изучением и толкованием текстов античных и некоторых арабских авторов, главным образом, Гиппократа, Галена и Авиценны. Их произведения заучивались наизусть. Практических занятий, как правило, не было: религия запрещала «пролитие крови» и вскрытие человеческих трупов. Врачи на консилиумах часто спорили по поводу цитат вместо того, чтобы принести практическую пользу больному.
Схоластический характер медицины позднего средневековья особенно ярко проявился в отношении университетских врачей к хирургам: в подавляющем большинстве средневековых университетов хирургия не преподавалась. В эпоху позднего средневековья и возрождения хирурги считались ремесленниками и объединялись в свои профессиональные корпорации. Анатомию преподавали вместе с физиологией и практической медициной. Если лектор не имел возможности иллюстрировать на опыте свои лекции по анатомии и хирургии, он дополнял их анатомическими рисунками собственного изготовления, которые иногда представляли собой изящные миниатюры.
Только в XIII в. общую медицину начинают преподавать в университетах в тесной связи с хирургией. Этому способствовали старания великих врачей, бывших одновременно и талантливыми хирургами. Медицинские руководства XIII и XIV вв. содержат изображения костей скелета и анатомические рисунки.
Первый в Европе учебник анатомии был составлен в 1316 г. магистром Болоиского университета Мондино де Луцци (1275-1326 гг.). Его сочинения пользовались успехом и в эпоху Возрождения, великий Леонардо полемизировал с ним в области анатомии. Многое в сочинении де Луцци заимствовано из труда Галена «О назначении частей человеческого тела» ввиду того, что анатомирование производилось крайне редко.
Первые публичные рассечения трупов, производимые в конце эпохи средневековья, были настолько редки и необычны, что часто становились сенсацией. Именно в те времена возникла традиция устройства «анатомических театров». Император Фридрих II (1194—1250) интересовался медициной и во многом способствовал процветанию школы в Салерно, он основал Неаполитанский университет и открыл в нем кафедру анатомии — одну из первых в Европе. В 1225 г. он предложил врачам Салерно заниматься анатомией, а в 1238 г. издал указ о публичном вскрытии тел казненных преступников в Салерно.
В Болонье преподавать анатомию с использованием вскрытия трупов начали в конце XIII в. Мондино де Луцци в начале XIVв. мог вскрывать трупы примерно раз в год. Заметим для сравнения, что медицинский факультет в Монпелье получил разрешение вскрывать трупы казненных лишь в 1376 г.

В присутствии 20— 30 зрителей последовательное вскрытие разных частей тела (живот, грудь, голова и конечности) продолжалось соответственно четыре дня. Для этого воздвигались деревянные павильоны — анатомические театры. На представление публику приглашали афиши, иногда открытие этого зрелища сопровождалось звоном колоколов, закрытие — выступлением музыкантов. Приглашались почетные лица города.
В XVI— XVII вв. анатомические театры часто превращались в торжественные демонстрации, которые проводились с разрешения властей в присутствии коллег и учеников. В России учреждение анатомических театров связано с именем Петра I, по указу которого в 1699 г. в Москве началось преподавание анатомии для бояр с демонстрациями на трупах.
Хирургической энциклопедией позднего средневековья и наиболее распространенным учебником хирургии до XVII в. было «Обозрение хирургического искусства медицины» Ги де Шолиака (1300-1368 гг.). Он учился в Монпелье и Болонье; большую часть жизни провел в Авиньоне, где был врачом папы Климента VI. В числе своих учителей он называет Гиппократа, Галена, Павла Эгинского, Разеса, Альбу-касиса, Роджера Фругарди и других врачей Салернской школы.
Ги де Шолиак был прекрасно образованным человеком и талантливым писателем. Его увлекательные и живые сочинения способствовали тому, что в хирургической практике были восстановлены давно забытые приемы, в частности, наркотические вдыхания при производстве операций. Основой хирургии Гюи де Шолиак считал анатомию.
Им создай и применен в практике ряд хирургических инструментов и приборов, разработаны некоторые хирургические операции.При переломах бедра он применял вытяжение, для зашивания ран кишечника накладывал шов скорняка, при ампутации конечностей пытался применять анестезию с использованием губки, пропитанной опием, соком паслена, белены, мандрагоры, болеголова, латука (местная анестезия с использованием губки, общая — вдыхание испарений).
Гюи де Шолиак упоминает о зеркале, применявшемся при акушерских операциях, и производстве кесарева сечения в случае смерти матери и жизнеспособности плода.В книге также уделялось внимание дентиатрии. Автор разделял лечение зубов на два вида: универсальное и индивидуальное. К универсальному лечению Ги де Шолиак относил, в частности, соблюдение гигиены полости рта. Правила гигиены насчитывали 6 пунктов, один из которых предполагал мягкую чистку зубов смесью меда, жженой соли и небольшого количества уксуса.
В этом посте я практически цитирую Марчукову с небольшими только дополнениями, почему-то мало нашла доп. материала
@темы: истории о медицине
Муа, как анатом, пьет корвалол и интересуется - а каков был процент выживших после операций в брюшной полости? Просто для написание повести (которую я никак не закочу), муа интересовался историей т.н. "больших операций" и их методикой))))
Кишечник - прочный??? Ма шери, во всех руководствах по вскрытию пишут, насколько аккуратно надо вскрывать брюшину, чтоб не поведить его петли, там на серозу чихни, она и порвется.
Просто мне стало очень интересно, как товарищ брюшину санировал в ходе операции. *Это во мне анатом проснулся=)*
А мне вообще хотелось бы и инструменты узреть, и побольше о методиках средневековых операций почитать. Надо искать литру, ведь не успокоюсь.
Желудок _целиком_ удаляют??? Я про частичную резекцию слышал, до двух третей только. Но чтоб весь... и пищевод в 12-перстку вшивают, выходит?
Я кишки живьем видел, на секции. Очень нежная штука, там же тоненькая прослойка гладких мышц, слизистая и сероза. И если данный де Шолиак оперировал _ранения_ кишечника, как же он боролся с излитием в полость его содержимого? У меня герой в повести это делает только авторским произволом
А мне вообще хотелось бы и инструменты узреть, и побольше о методиках средневековых операций почитать.
Если в ходе поисков, ну, чисто случайно, Вам попадется инфа по 1800-м годам, не поделитесь
Да, иногда половину удаляют, а иногда и полностью. Не интересовалась критериями, почему. ИМХО, если и при наличии желудка питаться такими порциями, как после его удаления, то есть хороший шанс дожить до могилы с полным комплектом потрохов. Мне как-то кажется, что лишних органов в человеческом теле нет.
О ранениях кишечника я и раньше читала, что он может многое выдержать. Помню какую-то историю, что чуть ли не морской водой прополоскали и заправили - выжил человек. Но утверждать не буду ничего, ибо снова всплывает "где-то читала", а это не факт.
Даже полностью? Но ведь только в желудке белки расщепляются на пептоны и аминокислоты из-за кислой среды, в 12-перстке она уже щелочная, и ферменты желудка туда не попадают, бо сфинктер.
Морской водой? Гипертоничный раствор? М-дяяяя...
скорее, ферменты типа пепсина перорально. У меня дед жил с третью желудка, тоже их потреблял.
s001.radikal.ru/i196/1002/6c/52b246856908.jpg
- характерный взгляд учеников не на препариуемого, а в учебник )
и эта великолепная картина:
pics.livejournal.com/uncle_doc/pic/000c33pz
врачи пытающиеся переспорить друг друга апеллируя к авторитетным книгам, в то время как смерть уже утащила пациента )
а еще нам рассказывали, что некоторое время после того, как все-таки разрешили исследовать трупы(один в несколько лет) большее значение предавали все-таки книжным знаниям и если написанное в учебнике отличалось от того, что видели в реальности, то труп считали некачественным и непригодным к использованию.