Do or die
Хотя на медицинских факультетах многих университетов в XV—XVI вв. изучали анатомию, а анатомические театры получали все большее распространение, противостояние университетских врачей и хирургов продолжалось.

читать дальше

@темы: истории о медицине

Комментарии
02.03.2009 в 20:58

Хм, это как тогда камни вырезали?
02.03.2009 в 21:25

Do or die
Ну, если уже в античные времена были инструменты для удаления камней, то в 15-м веке хирурги уже многое могли. Но я уже не впервые сталкиваюсь с тем, что хорошо бы было где-то найти описания проведения операций в средние века. Только существуют ли эти описания?
02.03.2009 в 21:28

Я читал книгу художественную, где описывалась процедура вырезания камней из мочевого пузыря во 2-й половине 17 века, и она была так опасна, что даже образованные люди предпочитали скорее умирать от отеков, чем решаться на нее.
Вот не помню, или "Экслибрис", или "Ртуть".
02.03.2009 в 21:44

Do or die
А спрошу-ка я в Обоснуе, может, кто и кинет ссылочку...
02.03.2009 в 21:45

Да, если попадете на мадмуазель [J]Миллисандру[/J] - она потрясающий знаток именно истории европейской медицины.
02.03.2009 в 22:23

MirrinMinttu

Меня скорее интересуют не инструменты, а обезболивание и заживление операционных швов.
02.03.2009 в 22:25

Ну, учитывая, что раны зашивали кетгутом, отчего бы и нет?
02.03.2009 в 22:33

Do or die
Я спросила. Если повезет - ответят. Кстати, думаю, что заживление не сильно отличается от последнего писка: зашить или стянуть металлическими кольцами и оставить заживать. Ни мазей, ни перевязок. Только обдавание водой несколько раз в день.
03.03.2009 в 00:02

MirrinMinttu

Тогда остается обезболивание при полостных операциях.
03.03.2009 в 06:17

Лопух я сегодня...
Большое спасибо за интересные посты. Этот, как и предыдущие, отправляется в цитатник.)))
03.03.2009 в 09:39

Do or die
Нари Вот этот момент меня и удивляет. Я знаю, что существует ряд растений, препараты на основе которых дают наркотическое забвение. В то же время, хирурги средневековья пробуют совершенно невероятные смеси, которые не действуют, или действуют так, что одурманенный пациент начинает бешенно сопротивляться (читала об этом). Как-то странно.

Лопухесса Рада, что интересно, потому что мне и самой интересно)).
03.03.2009 в 10:19

MirrinMinttu

Неужто им никто не рассказал про опиум? Или он был редкий и дорогой? Ведь давали же детям пустышки с маковыми зернами.
03.03.2009 в 10:29

Do or die
В том-то и дело. Что-то тут не склеивается. Повсюду пишут о том, что методик проведения операций практически не осталось. На одном дыхании добавляют, что рецепты общего наркоза, найденные в книгах, были проверены в 20-х годах прошлого века, и было признано, что они не работают. Хммм, а это смотря какие рецепты и кто писал. Существовал же и рецепт создания гомункулуса! Повсюду признается, что травоведение было на высоте - остались и сборники на эту тему. Не может быть, чтобы травники-фармацевты не обратили в первую очередь внимания на обезбаливание, если обратили внимание на растения-антисептики. Боюсь, что и в этом случае кто-то сделал вывод, который потом пошел гулять из работы в работу, и превратился как бы в факт.
03.03.2009 в 11:43

MirrinMinttu

Видимо, так! Я сомневаюсь, чтобы Авиценна делал все эти операции, которые он описывает, без нормального обезболивания. Надо поизучать источники... кто б мне время на это выделил! Кстати, он описывает операции, неужели там нет ни слова про обезболивание?

-------------------------------

Считается, что греческий философ Диоскорид первым применил термин "анестезия" в I веке н.э. для описания наркотикоподобного действия мандрагоры (действующее начало - М-холинолитик скополамин).

В 1721 г. в универсальном этимологическом английском словаре Ваiley's было дано определение термина "анестезия" - это "дефицит чувствительности". В Британской энциклопедии 1771 года под анестезией понималось "лишение чувств". Как сноподобное состояние, позволяющее проводить хирургические вмешательства, анестезию определил, предположительно, Оливер Уэнделл Холмс (Оliver Wendell Holmes) в 1846 г.

История развития обезболивания показывает, что параллельно с изысканием средств для общего обезболивания все время делались попытки оперировать под местной анестезией, и мысль достигнуть обезболивания тканей человеческого тела на месте предстоящей хирургической операции едва ли даже не более древняя, чем идея наркоза. По крайней мере, поскольку можно судить по дошедшим до нас средневековым источникам, еще египтяне пытались вызвать потерю чувствительности на коже прикладыванием жира священного нильского крокодила. Они также славились своим умением изготовлять различные опьяняющие и анестезирующие средства, главными составными частями которых являлись индийская конопля и опий. Вместо каленого железа были в ходу моксы из конопли, так как они полагали, что болезненность операции значительно уменьшится при помощи усыпительных свойств дыма индийской конопли.

По свидетельству Каспара Гофмана, ассирияне, производя у мальчиков обрезание, сдавливали им шейные сосуды и тем уничтожали боль, испытываемую при этой операции (Каппелер О., 1881).

Плиний Младший (Рlinius secundus, 32-79 гг. н.э.) и Dioscorides pedanius в 50-м году н.э. рассказывают, что мемфисский камень, истолченный в порошок и политый уксусом, будучи приложен к обожженным или пораженным частям тела, уничтожал все болезненные ощущения. Литтре полагает, что этот мемфисский камень был не что иное, как особый вид мрамора, который при обливании уксусом образовывал уксусную кислоту, производящую местную анестезию.

Покрынный альраунный корень (Аtropa mandragora L.) также часто упоминается в числе старинных анестезирующих препаратов. Он хорошо был известен грекам и, по мнению Бодена, до конца 16-го столетия этот корень весьма часто употреблялся как снотворное и анестезирующее средство. В странах, расположенных ближе к северу, основным средством общей анальгезии был этиловый спирт, с которым человечество в виде пива и вина знакомо более 6000 лет.

Отсутствие совершенного метода обезболивания компенсировалось скоростью проведения операции. Еще в V веке до н.э. Гиппократ писал, что, "так как приходится оперируемым страдать, причиняющее боль должно быть в них наиболее короткое время, а это будет, когда сечения выполняются скоро".

В более близкие к нам времена - средние века, в эпоху Возрождения - зародилось немало идей, которые не потеряли своего значения до сих пор. Да и не могли медики всех времен не думать об обезболивании. Операция, даже самая незначительная, часто заканчивалась смертью пациента от болевого шока. В операционной одной из лондонских больниц до наших дней сохранился колокол, звуками которого пытались заглушить крики несчастных, подвергавшихся хирургическому вмешательству.

www.critical.ru/actual/stolyarenko/stom_anest_1...

---------------

Подумаешь, звуки колокола. В наши дни мне умудрились сделать операцию без наркоза, эти паразиты вкололи внутривенный и не поверили, что он не подействовал! Теперь я знаю, как пытали в гестапо.
03.03.2009 в 11:53

С.С. Юдин (рис. 1), выдающийся отечественный хирург и историк хирургии, приводит дошедшее до нас описание Даниэля Бекера (Daniel Becker, 1636) тяжелой операции удаления ножа из желудка в XVII веке. Оно интересно с двух точек зрения. Во-первых, мы можем убедиться, насколько сложными могли быть хирургические вмешательства уже в те далекие времена, а во-вторых, насколько несовершенно было "обезболивание". Сейчас этот термин в отношении к тому времени едва ли возможно употреблять без кавычек. Итак...

"... 25 июня 1625 года, убедившись, что сообщаемый больным анамнез "не есть плод фантазии" и что силы больного допускают операцию, порешили сделать ее, дав "болеутоляющего испанского бальзама". 9 июля при большом стечении врачей, учащихся и членов медицинской коллегии приступили к гастротомии. Помолившись богу, больного привязали к доске; декан наметил углем место разреза длиной в четыре поперечных пальца, на два пальца ниже ребер и отступя влево от пупка на ширину ладони. Хирург Daniel Schabe вскрыл литотомом брюшную стенку. Прошло полчаса, наступили обмороки, и больного повторно отвязывали и вновь привязывали к доске. Попытки вытянуть желудок щипцами не удавались; наконец его зацепили острым крючком, провели сквозь стенку лигатуру и вскрыли по указанию декана. Нож был извлечен "при аплодисментах присутствующих". На стенку живота наложили пять швов и повязку с бальзамом. В течение 14 суток давалось лишь тепловатое питье. Выздоровление.

В работе Бекера помещен портрет больного и изображение ножа размером 5,5 дюймов".

В 1537 г. великий Амбруаз Паре (рис. 2), которого впоследствии стали называть отцом хирургии, был участником похода Франциска I против германского императора Карла V. В то время огнестрельные раны надлежало заливать кипящим бузинным маслом. Пользы от этого было мало: муки же раненые испытывали жесточайшие. Они корчились от боли, а лекарь - от сознания, что их причиняет. Только люди железного здоровья могли выдержать эту варварскую процедуру. Этот метод лечения был в то время "обоснован" учеными-медиками. Они говорили, что пуля вносит в рану особый яд, и только огненный бальзам - бузинное масло - способен спасти раненого. Случай помог избавиться от этого принятого как должного метода лечения. Случай, сделавший переворот в хирургии благодаря тому, что произошел он с великим человеком, способным из обычного наблюдения извлечь урок. У Амбруаза Паре после одного жестокого боя, когда раненые поступали сплошным потоком, кончился кипящий бальзам. Вместо "целительного масла" Амбруаз Паре приготовил свою болеутоляющую смесь. Наутро осмотр показал, что раны, обработанные "новоиспеченным" бальзамом, не имели покраснения, припухлости, ожогов; в то же время раны, обработанные кипящим маслом, были, как всегда, резко отечны, кожа вокруг была покрасневшей и обожженной. И, кроме того, все раненые, при лечении которых применялось новое средство, спокойно провели ночь, спали и проснулись свежими, исполненными новых сил, что, безусловно, способствовало выздоровлению. Те, кому обработали повреждения кипящим маслом, были совершенно обессилены болью.

Приводим перевод этого фрагмента с латинского: "С древности язвы на конечностях прижигали каутером, натирали снегом, чтобы вызвать онемение. Этому меня давно учил мой наставник, авторитет целого поколения хирургов, Марк Аврелий Северный и чужеземцы в Неаполитанской гимназии. Правильнее же всего, если вы прикладываете к ткани конечности снег вблизи сосуда, но не надолго и в виде миртовой ветки, без опасения за последствия. Он приказывал нам делать, это не боясь гангрены. Истинная чувствительность восстанавливается через четверть часа, и до этого можно рассекать (ампутировать) нечувствительное место".

www.critical.ru/actual/stolyarenko/stom_anest_1... - вообще, там надо все читать
03.03.2009 в 11:54

Do or die
Надо посмотреть, у меня эта и следующая недели свободны от работы.
03.03.2009 в 11:54

Болезнями органов полости рта занимались специалисты, именовавшиеся на языке науатл "нетлантатакони", а зубов - "тланпаланалицтли" или "тланатонауалицтли". Эти врачи широко пользовались в своей практике местной анестезией, употребляя экстракт корня мандрагоры, марихуаны, коку, тлапатл (Datura stramonium), пациентам давали вдыхать пары экстрактов из наркотических трав .

Соответственно, когда Америку завоевывали, это могли узнать и европейцы, тем более, что про мандрагору знали и на старом континенте.
03.03.2009 в 11:55

www.critical.ru/actual/stolyarenko/stom_anest_1... - ИСТОРИЯ ОБЕЗБОЛИВАНИЯ В СТОМАТОЛОГИИ
03.03.2009 в 12:10

Do or die
Нари Спасибо!
03.03.2009 в 12:17

MirrinMinttu

Вот сама бы я еще сто лет не полезла искать.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии