Большой интерес к анатомическим исследованиям проявлял Леонардо да Винчи (1452-1519).
читать дальше
Живопись побудила его уже в юношеские годы ученичества углубленно изучать анатомию. Он посещал мастерскую гравера Антонио дель Поллайоло, который делал для своих работ вскрытия с целью изучения строения мускулов и суставов. Но этим мастер и ограничивался, строение черепа, например, его совершенно не интересовало. Вот работа Поллайоло:
В 1487-1495 гг. Леонардо серьезно занимался анатомическими исследованиями в Милане и продолжил их во Флоренции, уделяя при этом особое внимание функциям внутренних органов, скелета и мускулов. Собственно, он работал с анатомией всю жизнь, сделав более 200 рисунков, и первым начав изображать поперечные сечения органов.
Он работал с врачом из Павии Маркантонио де ля Торе, подчиняясь тому же требованию сотрудничества врачей с художниками, подробно изучал «Анатомию» Мондино де Люччи (1270 – 1325). Мондино де Люччи из университета в Болонье, впрочем, рассекал трупы не сам. С ним работала женщина-прозектор (!) Алессандра Джильяни, которая и выполняла всю практическую работу. Интересно, что, по правилам тех времен, труп должен был выглядеть эстетично, и ни в коем случае не принадлежать знатному лицу.
Леонардо рассматривал функции организма с точки зрения механики, строил модели для опытов. Так, например, он пишет о стеклянной модели, позволяющей наблюдать движение крови в сердце.
Пользуясь тем, что в своем дневнике я могу высказывать свое непрофессиональное мнение, позволю себе сказать, что думаю о Леонардо да Винчи я. Я считаю его в первую очередь инженером, не художником. Исследователь, мыслитель, изобретатель, ученый, несомненно – гений. Но меня не оставляет чувство, что рисовал он только для того, чтобы или выплеснуть то, что его волновала, или тогда, когда нужно было (и хотелось) сделать кому-то приятное. У него ведь очень своеобразные работы, которые гораздо ближе к средневековой миниатюре, чем к реализму того же Микеланджело, который бросил на обозрение шокированному и восхищенному зрителю настоящее человеческое тело, без всяких тряпочек, «стыдливо» прикрывающих стратегические места. Удивительно, как Микеланджело это сошло с рук. Возможно, благодаря дружбе в молодые годы с очень видными религиозными деятелями – с Савонароллой, например.
Вот, например, прелестное Благовещение, но ведь в средневековом стиле, разве нет? Говорят, что картину лучше рассматривать справа, глядя от столика в сторону деревьев.
То, что писать портреты Леонардо умел, неоспоримо. Известно несколько портретов, которые он точно писал сам, не в соавторстве. Мои любимые здесь:
Но и в них какая-то своеобразная манера. Словно ожившая миниатюра, что ли. Не найду слов. Все равно очень близко к средневековым изображениям.
@темы:
истории о медицине
Величайший художник!...