воскресенье, 22 марта 2009
Все продолжаю думать над точками зрения на градацию «человек» и «нелюдь».
Поскольку мне свойственно проводить странноватые параллели, то одна статья в сегодняшней газете показалась мне довольно примечательной. В ней, как и в дискуссиях вокруг темы люди-нелюди, рассматривается общество и то, что периодически в нем появляются Иные, собственно говоря. Те, кто с самого малого возраста знают, что они не могут и не хотят жить так, как от них ожидается. Большая часть этих Иных, конечно, покоряется обстоятельствам и ломает свою натуру ради чего-то или кого-то.
читать дальшеОбщество, о котором в статье шла речь, удобно рассматривать, потому что оно копирует в миниатюре общество вообще, но не входит в него. Речь идет о секте, которая называется «лестадиолайсет», что довольно близко к староверческой общине. Их в Финляндии немало, десятки тысяч. Они живут, разумеется, обычной жизнью: ходят на работу, стараются уложиться в бюджет, учатся, приобретают профессии.
Разница (внешне) только в том, что по воскресеньям они не занимаются домашней работой, а собираются вместе читать Библию, и слушать проповедь. В их домах нет телевизоров, алкоголь и наркотические средства исключены полностью, а так же современное искусство и всяческое легкомыслие типа косметики и модных причендалов. Мораль их жизни в честном труде, крепкой и большой семье, и почитании божьих законов.
Самое страшное, что может случиться – это потеря веры. Лучше уж умереть. Потому что, если лестадиолайнен умрет, он обязательно попадет в рай. А те, кто не верят в то, во что верят они, и живут не так, как они, попадут в ад. Все-все, вне зависимости от добродетелей, веры или безверья. Потому что есть только один правильный жизненный путь и одна правильная вера.
В большом мире то же самое. Он состоит из социальных группок, каждая из которых четко знает, что такое хорошо, и что такое плохо, что можно «человеку нашего круга», и что нельзя. Во что можно верить, что должно нравиться, какой должна быть правильная жизнь, что такое «состояться».
Те, кому «правильная» схема не подходит, клеймятся выродками, лузерами, блаженненькими. Их в родне стыдятся, о них плачут, их ненавидят. Их родню или жалеют: за что им такое, ведь такие милые люди – или злорадствуют: вот так им, а то все из себя... Им тоже могут в семье сказать: «Лучше бы ты умер. Легче раз оплакать, чем каждый день видеть ТАКОЕ». Разумеется...
Мирской рай – это достаток, статус, карьера и миллион мелочей, символизирующих в глазах окружающих успех. И для обитателей этого мирского рая все остальные, несомненно, живут в аду. Все-все, вне зависимости от добродетелей, веры или безверья. Потому что есть только один правильный жизненный путь и одно мерило успеха.
И все-таки они рождаются, эти «отклонения». Девушка, которая написала статью, просто с подросткового возраста знала точно, что она не хочет жить, как все, что она не видит смысла своей жизни в том, чтобы стать матерью огромной семьи. Так как она была еще маленькой, ее и убеждали («ты не можешь сейчас этого знать»), и просто заставляли придерживаться заданного ритма жизни (нет, никаких концертов, можешь слушать классическую музыку и петь по воскресеньям псалмы), а иногда просто типировали (все на урок танцев, а девочки-лестадиолайсет – на прогулку).
В большом мире родители более или менее придерживаются той же линии: пока ты живешь под нашей крышей... пока ты ешь наш хлеб... нет, ты это не оденешь... что за гадость ты читаешь?!!... ну как ты выглядишь!!!... что ты вечно липнешь/собираешь вокруг себя убогеньких?... Школа тоже автоматически типирует своих учеников, и Боже помоги тому умнику, который против этого бунтует. И тоже в «вполне приличных семьях» эти отклонения появляются.
Большая часть ломается, конечно, и начинает «соответствовать». Они могут потихоньку жаловаться другим единомышленикам, что им невыносимо трудно жить «по канону», но никогда не рискнут разорвать связи и традиции. Девушка, написавшая статью, знает много таких из своей общины.
Некоторые, как и автор статьи, обрывают путы и уезжают. Это очень тяжело, потому что они, не могущие соответствовать привычному миру, знают о нем все, а вот о мире за пределами своего знания знают мало. И самое тяжелое, что на них обрушивается – это право решать за себя и отвечать за свои решения. Кто-то пускается во все тяжкие и погибает, кто-то пускается во все тяжкие – и выплывает. Кто-то находит в себе мудрости сначала присмотреться: а куда я попал, собственно? – и только потом принимать судьбоносные решения.
Они необязательно станут автоматически более счастливыми, чем те, кто остался в привычном загончике. Но они проживут свою жизнь, а не ту, которую им предназначили другие. И они будут искать смысл этой своей новой жизни. Возможно – через типологии вроде типологии Княжны, возможно – как-то по-своему, потому что всю ту массу непривычности, которая на них обрушивается, надо как-то систематизировать.
Если сделать следующий логический шаг в этих умозаключениях, то кто сказал, что мы все должны быть наделены тольки теми свойствами и качествами, которые в привычном нам мире кажутся нормальными и единственно правильными? Ведь буквально любой экспериментальный шаг в сторону того, что считается среди благоразумных людей мистикой, дает очень неоднозначные результаты.
Трудно оспаривать наличие т.н. парапсихологических возможностей у некоторых людей, и кое-кто даже умеет ими пользоваться. Существование ауры сейчас вряд ли кто будет отрицать, если эти ауры уже можно даже видеть на снимках, и медикам такие снимки очень помогают. Тот же Дьюк усиленно исследует т.н. «дома с привидениями», которые действительно и неоспоримо существуют. Те же способности к гипнотизированию оказались настолько широко распространенными, что медицинские ассоциации требуют регистрации всех, обладающих этим даром.
Так почему же отрицать утверждения о том, что среди людей более или менее обычных, есть ИНЫЕ? Те, кто действительно умеет видеть ауры без специального оборудование, кто умеет общаться на расстоянии, кто видит, чувствует и слышит по-другому? Как та религиозная община из статьи, мы живем в своем замкнутом мире, практически ничего не зная о том, что творится за оградой.
@темы:
"Этот мир придуман не мной"
Думаю, что эти способности "встроены" у всех людей, просто кто-то ими пользуется, а в ком-то они дремлют и могут совсем не проснуться. А у кого-то они спонтанно прорываются по разным причинам.
Не стоит обманываться тем, что умеешь и можешь больше других
не стоит думать, что ты такой же как все.
только это не должно накладывать отпечаток "я - Избранный"
Иной — гадкое слово, способ подчеркнуть собственную значимость
Гадких слов не бывает. Гадким бывает смысл, который в них вкладывают. Например, "кракозябра". У кого-то это может быть что-то страшноуродливое, а у другого трогательновеселое. И, по-моему, совсем неплохо считать что ты что-то значишь. Хуже, если человек несет свою жизнь, как непосильную ношу с одной мыслью, что все равно из этого ничего не получится.
И кто сказал, что быть Иным - это всегда подарок? Если вообразить, что видит человек, видящий ауры "невооруженным глазом", то это даже хуже, чем если бы обычный человек через каждые несколько метров натыкался на людей со страшными уродствами. Травмирует.
Ну, я такого точно не говорила.)))
не стоит думать, что ты такой же как все.
На мой взгляд, лучше думать так. Проще, и нет возможности скатиться в "Я — Избранный". Из философии избранности обычно рождаются самые неприятные вещи. Пренебрежение к другим, на какой бы фундамент оно не опиралось, отвратительная вещь.
лично для меня "такой же, как все"="серая масса", и эта самая "серая масса" вызывает у меня самые нелестные чувства. Человек должен быть индивидуальностью.
Согласен, таким же как все, проще. А самим нравится?
Пренебрежение к другим, на какой бы фундамент оно не опиралось, отвратительная вещь Совершенно правильно - пока не начнешь думать глубже. Меня всегда удивляло требование уважать и считать себе равными тех, кто сам себя не уважает. Нет, я не приравняю человека, который учится, работает, творит, строит отношения, заботится, мыслит - с тем, кто живет от похмелья до попойки с единственным интересом начистить ближнему морду лица, что-то сокрушить, и наплевать на все, докуда плевок долетит. "Все" - это очень неопределенно. Я не хочу думать, что я такая же, как вышеописанный экземпляр. Потому что я не такая.
а этого никто и не отрицает.
"не слиться с толпой" и "помнить, что вокруг тебя люди" - не взаимоисключа.щие вещи