Do or die
Средневековые английские теории о воспитании в значительной мере на работе Исидора Севильского The Etymologies of Words. Согласно представлениям того времени, человек был малышом до 7 лет, ребенком до 14, и молодым до 28 лет.
читать дальше
Считалось, что до 7 лет дети не имеют представления о моральных установках, не могут отличать правильное от неправильного, и, поэтому, требуют к себе неустанного внимания со стороны крестных и матери. В семьях ноблей мальчики, правда, уже начинали свое обучение у воспитателей (tutor), а девочек довольно рано начинали обучать всяким хозяйским и девчачьим премудростям воспитательницы (mistress). Это в теории.
На практике, наследники и наследницы ноблей имели такую колоссальную ценность на брачном и политическом рынках, что зачастую ребенка забирали от матери чуть ли не в младенческом возрасте, помещая в семью «хранителя» до достижения 14 лет. Мать, конечно, могла потребовать должность хранителя для себя, но мало у кого было достаточно влияния и силы, чтобы получить согласие королевской администрации. Известны даже случаи, когда матери похищали своих детей, вместо того, чтобы передать их в чужие семьи, но никто теперь не может с уверенностью сказать, что ими двигало: то ли материнская любовь, то ли понимание того, какой ценностью является наследник или наследница семьи.
Вцелом, благородные леди не могли рассчитывать, что им позволят самим вырастить своих детей. Кто знает, кто из них даже хотел бы этого, ведь их уже самих воспитывали в определенных традициях. Сохранилось письмо короля Генриха Третьего к Мэйбл, вдове Роджера Торпелла: «Мэйбл, вдове Роджера Торпелла. Она должна помнить, что король дает права на земли и наследников вышеупомянутого Роджера Торпелла, с правом женить наследников, Р. Епископу Чичестрскому, канцлеру на время детства наследников...Поскольку Уильям, старший сын и наследник, умер, король приказывает ей, ради нее самой и ее добродетели, не задерживать Эйселоту, следующую по старшинству и наследованию, а передать ее посланцу епископа, который предъявит письмо, доказывающее, что он этим посланцем является». Довольно недвусмысленный приказ. Кстати, я пыталась посмотреть, что случилось дальше с детьми Мэйбл и Роджера, но наткнулась на странную запись: информация объявлена частной и закрыта от любопытствующих.
В крестьянских семьях дети воспитывались дома, и вдовы практически автоматически назначались лордом или помещиком хранителями своим детям. Конечно, во время эпидемии Черной Смерти многие дети лишились обоих родителей, и права на их воспитание были даны либо дальним родственникам, либо вообще приходским священникам.
По поводу выкармливания детей и Тротулла, и Бартоломью Англичанин в один голос говорят, что лучшим питание для ребенка является молоко матери, но там, где Тротулла просто пишет, что «грудное молоко собственной матери является лучшим для ребенка» и не рекомендует кормилиц, Бартоломью пускается в философию: «мать (mater) потому так и зовется, что выкармливает ребенка своей грудью (mamma)». На практике, знатные леди регулярно нанимали кормилиц с проживанием в замке. Генриетта Лейзер указывает, что по какой-то причине использование кормилиц совершенно не зарегистрировано в средневековом Лондоне, хотя во Флоренции, например, об этом есть достаточно много письменных материалов.
Бартоломью Англичанин дает подробнейшие инструкции и кормилицам: «Как и мать, кормилица счастлива, когда дитя счастливо, и страдает, когда дитя страдает. Она поднимает его, когда оно падает, она целует его, когда оно плачет, пеленает его, моет его и кормит его. Она учит его говорить, она использует медицину, чтобы его лечить. Она носит его на руках и держит на коленях. Она разжевывает пищу, чтобы беззубый ребенок мог ее проглотить. Насвистывая и напевая, она почесывает его, когда он спит».
Пеленание детей не обсуждалось, считалось, что если этого не делать, ребенок получит многочисленные искривления. Гаральд Уэллский (1147 – 1223) упоминает то, что ирландцы не пеланают своих детей, как доказательство их варварской жизни и обычаев.
Крестьянки, разумеется, чаще были сами кормилицами, чем нанимали кормилиц. Иногда это приводило к трагедиям. В 1300-м году суд Бедфорда рассматривал дело о том, что Николас ле Свон убил свою жену Изабель мечом за то, что та проводила слишком много времени у соседей, вскармливая их ребенка. Некоторые женщины думали о заработке меньше, чем о здоровье собственных детей. Некая Елена из Йоркшира в 1366-м году отказалась идти в кормилицы к своей бывшей хозяйке, потому что не хотела обделять своего ребенка. Через 18 месяцев Елена продолжала кормление, когда к ней обратились еще раз: ее бывшая хозяйка родила нового ребенка, и снова нуждалась в кормилице. На этот раз Елена согласилась. Благодаря практике использования кормилиц, до нас дошли некоторые распоряжения, дающие представления о том, как жил средневековый социум. Например, тот же король Генрих Третий специальным указом запретил кормилицам-христианкам вскармливать детей евреев.
Тротулла дает указания, что кормилица должна быть женщиной бело-розовой комплекции, избегающей пряной пищи. Особенно запрещался чеснок. Кормилице рекомендовалось делать физические упражнения, пить легкое вино и виноградный сироп.
Похоже, что мода на использование кормилиц пришла в Англию вместе с норманнами. Известно, что одна из невесток Вильгельма Завоевателя умерла именно от грудного воспаления, последовавшего за бинтованием груди, имеющим целью прекратить выделение молока. Почему они это делали? Потому, что верили, что кормящая мать не должна иметь сексуальные отношения. Некоторые священники, как Томас Чобхемский (1160 – 1236) категорически возмущался отговоркой матерей-аристократок о своем «деликатном сложении». Смогла родить – сможешь и выкормить, было его философией. Он возмущался тем, что матери-аристократки зачастую вообще не подходят к своим детям. Учитывая, что большая их часть была вынуждена отдавать своих младенцев в те руки, в которые велит король, удивляться не приходится, но церковь не сдавалась, вдалбливая женщинам всех сословий неделю за неделей, что те должны относиться к нуждам своих детей «с вниманием». Им объясняли, что детей нельзя брать с собой в одну кровать до трех лет минимум, потому что велика опасность придавить ребенка во сне (современные педиатры такую опасность отрицают), им внушали, что колыбели должны быть проверены на устойчивасть, и что детей вообще нельзя оставлять без присмотра, даже идя в церковь.
Как только ребенок выходил из пеленочного возраста, он начинал имитировать тот тип жизни и отношений, которые его окружали. Девочки с малых лет начинали прясть, независимо от того, росли они в замке или в деревенском доме. Что не означает, что они всегда следовали по стопам своих матерей. В Лондоне в 1286-м году была известна Катарина – «хирургиня», которая работала с отцом и братом. Учиться детей посылали в школы уже в средние века. Указ от 1406-го года гласит: «каждая женщина и каждый мужчина, независимо от их статуса и состояния, должны быть свободны посылать своих сыновей и дочерей учиться в любую школу королевства». Достаточно обычным было посылать детей в хорошие дома либо в качестве воспитанников, либо хотя бы в качестве слуг, чтобы кругозор их не ограничивался, чтобы они учились хорошим манерам и полезным навыкам. Средневековая поэма Как Хорошая Жена Учит Свою Дочь говорит:
«Когда ты идешь, не иди слишком быстро
Не крути головой и не сутулься
Не болтай слишком много и от ругательств воздержись,
Потому что такие манеры до добра не доведут»
Весь текст на английском здесь homepages.gac.edu/~ecarlson/Women/Goodwife.htm
Женщины прекрасно понимали, что учение открывает для детей совершенно новые перспективы. Катарина Хьюит в 1493-м году завещает всю свою собственность к продаже, чтобы на вырученные деньги ее дети продолжали учиться в школе, если с ней что-то случится.
Мы не можем знать, насколько грамотны были женщины английского Средневековья. Известно, что интерес Альфреда Великого к книгам был результатом того, что его мать устраивала соревнования Альфреда с братом, кто из них лучше запомнил поэмы, которые она читала вслух. Мария Шотландская тоже читала вслух в 11-м веке и своим многочисленным детям, и своему неграмотному (да-да) мужу. В середине тринадцатого века Вальтер Биббесворт составил для Дениз Монтези пособие, по которому она могла бы учить своих детей французскому, необходимому «для замужества и ведения дел».
В 14-м веке в Англии, а затем и по всей Европе, распространились изображения св. Анны, которая учит деву Марию чтению. В будущем, кстати, трактовки этих изображений исказят всю идею утверждением, что они означают указание: женщина должна учить только женщину.
В наши дни ожидается работа Майкла Кленси (Michael Clanchy), который собрал много сведений о женской грамотности. Он упоминает в ней и работы Кристины Пизанской (1365 – 1430), пять из которых были переведены на английский уже в пятнадцатом столетии.
Не лишним будет упомянуть о романе 13-го столетия, который называется «Тишина», и который написала Хельдрис Корнуэллская. Роман о девушке, которую родители вырастили, как юношу. Дело было в том, что в романе король запретил девушкам наследовать за родителями, поэтому история и закрутилась. Тишина, Сайленс, такое имя было дано девушке, которая, подрастая, думала отнюдь не о любви, а о том, сможет ли она стать добрым рыцарем. И, если закон о наследовании будет изменен, и ей больше не придется скрывать свой пол, сможет ли она быть хорошей женщиной, не умея ни шить, ни вышивать? Она убегает с менестрелями, потому что менестрелем может быть и женщина, и мужчина. И потом одерживает всяческие победы, и как менестрель, и как рыцарь. Правда все-таки выходит наружу, но Сайленс вызывает такое восхищение, что ей разрешают наследовать родителям, как женщине. Похоже, что фэнтези было избретено, как жанр, уже в средневековье.
читать дальше

Считалось, что до 7 лет дети не имеют представления о моральных установках, не могут отличать правильное от неправильного, и, поэтому, требуют к себе неустанного внимания со стороны крестных и матери. В семьях ноблей мальчики, правда, уже начинали свое обучение у воспитателей (tutor), а девочек довольно рано начинали обучать всяким хозяйским и девчачьим премудростям воспитательницы (mistress). Это в теории.
На практике, наследники и наследницы ноблей имели такую колоссальную ценность на брачном и политическом рынках, что зачастую ребенка забирали от матери чуть ли не в младенческом возрасте, помещая в семью «хранителя» до достижения 14 лет. Мать, конечно, могла потребовать должность хранителя для себя, но мало у кого было достаточно влияния и силы, чтобы получить согласие королевской администрации. Известны даже случаи, когда матери похищали своих детей, вместо того, чтобы передать их в чужие семьи, но никто теперь не может с уверенностью сказать, что ими двигало: то ли материнская любовь, то ли понимание того, какой ценностью является наследник или наследница семьи.
Вцелом, благородные леди не могли рассчитывать, что им позволят самим вырастить своих детей. Кто знает, кто из них даже хотел бы этого, ведь их уже самих воспитывали в определенных традициях. Сохранилось письмо короля Генриха Третьего к Мэйбл, вдове Роджера Торпелла: «Мэйбл, вдове Роджера Торпелла. Она должна помнить, что король дает права на земли и наследников вышеупомянутого Роджера Торпелла, с правом женить наследников, Р. Епископу Чичестрскому, канцлеру на время детства наследников...Поскольку Уильям, старший сын и наследник, умер, король приказывает ей, ради нее самой и ее добродетели, не задерживать Эйселоту, следующую по старшинству и наследованию, а передать ее посланцу епископа, который предъявит письмо, доказывающее, что он этим посланцем является». Довольно недвусмысленный приказ. Кстати, я пыталась посмотреть, что случилось дальше с детьми Мэйбл и Роджера, но наткнулась на странную запись: информация объявлена частной и закрыта от любопытствующих.
В крестьянских семьях дети воспитывались дома, и вдовы практически автоматически назначались лордом или помещиком хранителями своим детям. Конечно, во время эпидемии Черной Смерти многие дети лишились обоих родителей, и права на их воспитание были даны либо дальним родственникам, либо вообще приходским священникам.
По поводу выкармливания детей и Тротулла, и Бартоломью Англичанин в один голос говорят, что лучшим питание для ребенка является молоко матери, но там, где Тротулла просто пишет, что «грудное молоко собственной матери является лучшим для ребенка» и не рекомендует кормилиц, Бартоломью пускается в философию: «мать (mater) потому так и зовется, что выкармливает ребенка своей грудью (mamma)». На практике, знатные леди регулярно нанимали кормилиц с проживанием в замке. Генриетта Лейзер указывает, что по какой-то причине использование кормилиц совершенно не зарегистрировано в средневековом Лондоне, хотя во Флоренции, например, об этом есть достаточно много письменных материалов.
Бартоломью Англичанин дает подробнейшие инструкции и кормилицам: «Как и мать, кормилица счастлива, когда дитя счастливо, и страдает, когда дитя страдает. Она поднимает его, когда оно падает, она целует его, когда оно плачет, пеленает его, моет его и кормит его. Она учит его говорить, она использует медицину, чтобы его лечить. Она носит его на руках и держит на коленях. Она разжевывает пищу, чтобы беззубый ребенок мог ее проглотить. Насвистывая и напевая, она почесывает его, когда он спит».
Пеленание детей не обсуждалось, считалось, что если этого не делать, ребенок получит многочисленные искривления. Гаральд Уэллский (1147 – 1223) упоминает то, что ирландцы не пеланают своих детей, как доказательство их варварской жизни и обычаев.

Крестьянки, разумеется, чаще были сами кормилицами, чем нанимали кормилиц. Иногда это приводило к трагедиям. В 1300-м году суд Бедфорда рассматривал дело о том, что Николас ле Свон убил свою жену Изабель мечом за то, что та проводила слишком много времени у соседей, вскармливая их ребенка. Некоторые женщины думали о заработке меньше, чем о здоровье собственных детей. Некая Елена из Йоркшира в 1366-м году отказалась идти в кормилицы к своей бывшей хозяйке, потому что не хотела обделять своего ребенка. Через 18 месяцев Елена продолжала кормление, когда к ней обратились еще раз: ее бывшая хозяйка родила нового ребенка, и снова нуждалась в кормилице. На этот раз Елена согласилась. Благодаря практике использования кормилиц, до нас дошли некоторые распоряжения, дающие представления о том, как жил средневековый социум. Например, тот же король Генрих Третий специальным указом запретил кормилицам-христианкам вскармливать детей евреев.
Тротулла дает указания, что кормилица должна быть женщиной бело-розовой комплекции, избегающей пряной пищи. Особенно запрещался чеснок. Кормилице рекомендовалось делать физические упражнения, пить легкое вино и виноградный сироп.
Похоже, что мода на использование кормилиц пришла в Англию вместе с норманнами. Известно, что одна из невесток Вильгельма Завоевателя умерла именно от грудного воспаления, последовавшего за бинтованием груди, имеющим целью прекратить выделение молока. Почему они это делали? Потому, что верили, что кормящая мать не должна иметь сексуальные отношения. Некоторые священники, как Томас Чобхемский (1160 – 1236) категорически возмущался отговоркой матерей-аристократок о своем «деликатном сложении». Смогла родить – сможешь и выкормить, было его философией. Он возмущался тем, что матери-аристократки зачастую вообще не подходят к своим детям. Учитывая, что большая их часть была вынуждена отдавать своих младенцев в те руки, в которые велит король, удивляться не приходится, но церковь не сдавалась, вдалбливая женщинам всех сословий неделю за неделей, что те должны относиться к нуждам своих детей «с вниманием». Им объясняли, что детей нельзя брать с собой в одну кровать до трех лет минимум, потому что велика опасность придавить ребенка во сне (современные педиатры такую опасность отрицают), им внушали, что колыбели должны быть проверены на устойчивасть, и что детей вообще нельзя оставлять без присмотра, даже идя в церковь.
Как только ребенок выходил из пеленочного возраста, он начинал имитировать тот тип жизни и отношений, которые его окружали. Девочки с малых лет начинали прясть, независимо от того, росли они в замке или в деревенском доме. Что не означает, что они всегда следовали по стопам своих матерей. В Лондоне в 1286-м году была известна Катарина – «хирургиня», которая работала с отцом и братом. Учиться детей посылали в школы уже в средние века. Указ от 1406-го года гласит: «каждая женщина и каждый мужчина, независимо от их статуса и состояния, должны быть свободны посылать своих сыновей и дочерей учиться в любую школу королевства». Достаточно обычным было посылать детей в хорошие дома либо в качестве воспитанников, либо хотя бы в качестве слуг, чтобы кругозор их не ограничивался, чтобы они учились хорошим манерам и полезным навыкам. Средневековая поэма Как Хорошая Жена Учит Свою Дочь говорит:
«Когда ты идешь, не иди слишком быстро
Не крути головой и не сутулься
Не болтай слишком много и от ругательств воздержись,
Потому что такие манеры до добра не доведут»
Весь текст на английском здесь homepages.gac.edu/~ecarlson/Women/Goodwife.htm
Женщины прекрасно понимали, что учение открывает для детей совершенно новые перспективы. Катарина Хьюит в 1493-м году завещает всю свою собственность к продаже, чтобы на вырученные деньги ее дети продолжали учиться в школе, если с ней что-то случится.

Мы не можем знать, насколько грамотны были женщины английского Средневековья. Известно, что интерес Альфреда Великого к книгам был результатом того, что его мать устраивала соревнования Альфреда с братом, кто из них лучше запомнил поэмы, которые она читала вслух. Мария Шотландская тоже читала вслух в 11-м веке и своим многочисленным детям, и своему неграмотному (да-да) мужу. В середине тринадцатого века Вальтер Биббесворт составил для Дениз Монтези пособие, по которому она могла бы учить своих детей французскому, необходимому «для замужества и ведения дел».
В 14-м веке в Англии, а затем и по всей Европе, распространились изображения св. Анны, которая учит деву Марию чтению. В будущем, кстати, трактовки этих изображений исказят всю идею утверждением, что они означают указание: женщина должна учить только женщину.

В наши дни ожидается работа Майкла Кленси (Michael Clanchy), который собрал много сведений о женской грамотности. Он упоминает в ней и работы Кристины Пизанской (1365 – 1430), пять из которых были переведены на английский уже в пятнадцатом столетии.
Не лишним будет упомянуть о романе 13-го столетия, который называется «Тишина», и который написала Хельдрис Корнуэллская. Роман о девушке, которую родители вырастили, как юношу. Дело было в том, что в романе король запретил девушкам наследовать за родителями, поэтому история и закрутилась. Тишина, Сайленс, такое имя было дано девушке, которая, подрастая, думала отнюдь не о любви, а о том, сможет ли она стать добрым рыцарем. И, если закон о наследовании будет изменен, и ей больше не придется скрывать свой пол, сможет ли она быть хорошей женщиной, не умея ни шить, ни вышивать? Она убегает с менестрелями, потому что менестрелем может быть и женщина, и мужчина. И потом одерживает всяческие победы, и как менестрель, и как рыцарь. Правда все-таки выходит наружу, но Сайленс вызывает такое восхищение, что ей разрешают наследовать родителям, как женщине. Похоже, что фэнтези было избретено, как жанр, уже в средневековье.

@темы: Англия Плантагенетов
Видимо, из-за худшего питания и болезней жили меньше, вот и изменились понятия.
tes3m О старости как-то ничего еще конкретного не встречала, судя по датам рождений и смерти, жили лет по 60, но та же Элеонора Аквитанская еще в 80 руководила обороной своего замка, кто-то из религиозных деятелей дожил за 100 лет, какой-то предок де ла Поля умер в возрасте 87 лет. А то, что молодым человек считался до 28 лет, так и сейчас где-то та же граница, разве нет?
Зато обратила внимание, что в руководстве для кормилиц упоминается купание младенцев. Это снова о "грязной теме"
Знаете, ползая по развалинам и не очень тех же итальянских замков не могу отделаться от глубокой и гениальной мысли, что если они ТАК относились к эстетике своего пространства, они не могли не относится также к своему телу.
Посмеятся над эпохой - тоже надо. Есть же какие-то стереотипы или модели поведения предков, которые кажутся нам смешными.
Это если не утверждать, что эстетствовали вшивые и вонючие люди.
в широком смысле слова это практически невозможно.
lurkmore.ru/Абсентис
есть над чем посмеяться ей-богу.
Излишняя романтизация пусть и любимого периода - это знаешь, не совсем хорошо. И для увлекающегося, а для профессионала- тем более. Я вот все собираюсь сама написать про стеоеотипы в античности. Боюсь, что половина моих нежных ПЧ будут в шоке
Не Абсентису, Успокоителю, оппоненту его я чуть не нахамила. Он на меня так обрушился, словно я святотатство совершила, перепостив у себя Абсентиса. А тот хоть и хрень пишет, но пишет-то хорошо. Я тоже сначала подумала, что он тролль, ищущий популярности (тролли обычно ищут популярности), но теперь больше склоняюсь к тому, что не все так просто. Меня-то именно некоторые его заявления именно о рыцарях сподвигли полезть учиться, так сказать. Я в детстве очень рыцарями увлекалась, а отец, любивший историю, пытался мне до головы достучаться с правильной версией. Тогда не достучался, но я запомнила, и как-то стала адекватнее с тем периодом. Поэтому и увидела ляпы у Абсентиса. Ну, а потом стало интересно. Может, он не тролль, а просто антирекламой народ мозгами шевелить заставляет? Как в случае со средневековым велосипедом, помнишь? Один художник пошутил.
ТП - это тупая п*да. Да какая разница, кому.
Щас троллей назыают обычных провокаторов. Щас настолько этот термин размылся в своем значении, что и не поймешь - а где тот истинный сказочный герой. Абсентис- провокатор, отмечу, довольно умный провокатор, получающий удовольствие от всей той возни которую он устраивает. Все его посты с этими нищастными Лыцарями, от которых воняло - это простое, хотя и жестокое издевательство над "романтиками".
Ну смотри. Романтиков много не только в периоде Средневековья, очень много "романтиков" - в антике. Сама понмиаешь, все такое чистенькое. красивенькое, красивые мальчики, все блаагородные. Греки ходют только в чистых простыньках и говорят стихами.
На самом деле, и там был мусор, и там периодически воняло. Там очень жаркий климат. В жаре всегда запахи явственнее ощущаются. Греки пердели, сморкались и плевали прямо на улице. Ораторы дрались прямо не слезая с бемы. Демосфена нищастного конкруент попытался избить чуть ли не в процессе священного дейтсвия. Они спали в канавах, когда нажирались в усмерть. Они блевали, они дрались. Любимое развлечение греков на симпосиях было - угадай! Нет, не обсуждение идеала Платона. Когда они нажирались, они били о голову ночные горшки, оставленные рабами, чтобы было куда ходить и блевать.
И вообще, на войне они вели себя порой очень некрасиво.
Что будет, если я это напишу в свойственной мне манере?
Да меня поклонники античности на дайрях застрелят!
Так что могут и застрелить.
Я тоже плакала сидела, когда прочитала это. Всем же известно, что македонцы какали малиновым вареньем.
Надо будет почитать) Хотя, вряд ли выложат в англоязычных интернетах...
О грязной теме: я сталкивалась с мнением, что как раз в Средние века с гигиеной дела обстояли хорошо, а потом, по мере сокращения лесных массивов (дерево ведь было не только основным топливом, но и основным строительным материалом!) бани сошли на нет, Европа испачкалась и завшивела.
Так оно, или нет - я не знаю. Но точно знаю, что английские адмиралы, скрепя сердце, соогласились на опыты с железными судами, в часности, потому, что "хорошего корабельного леса теперь в Британии не сыщешь".