Следующий кандидат в Робин Гуды может быть ассоциирован с человеком, который был арендатором в Вэйкфилде во времена восстания Томаса графа Ланкастерского в 1322 году. Эту теорию поддерживали антиквар Джозеф Хантер, доктор Уолкер из Йоркширского Археологического общества, и Валентин Харрис.
читать дальшеПервые сведения о Робин Гуде относятся в 1316 году, когда он со своей женой Матильдой купили участок земли в Бэкхилле. В 1322 году граф Томас Ланкастер восстал против короля Эдуарда Второго, и после поражения у Борроубридж его сторонники были объявлены вне закона, а земли их конфискованы.
Вэйкфилдский конфискационный лист включает «новую постройку в Бэкхилле». 1323 год король Эдуард провел на севере, в том числе и в Ноттингеме. С апреля 1324 года платежная ведомость отмечает серию платежей, сделанных некоему Родин Гуду, камердинеру, которые через несколько месяцев прекратились. Ему была выдана приличная сумма денег и освобождение от службы. Причиной была указана "невозможность больше работать". Критики этой теории настаивают на том, что камердинер Робин Гуд просто получил пенсию по старости.
Всё это очень подходит к событиям, описанным в том же Geste. Баллада не объясняет, как Робин стал разбойником, то есть ничто не мешает предположить, что он был одним из тех, кто поддержал Ланкастера. И, так же, как персонаж баллады, этот Робин Гуд мог явиться в Ноттингем, получить помилование короля, поступить к нему на службу, и потом уйти обратно в лес.
Некоторые подтверждения этой теории имеются. Во-первых, Вэйкфилд находится рядом с Барнсдейлским лесом, который ранние баллады называют местом локации Робин Гуда и его банды. Более того, баллады содержат такие местные детали, которые могли быть известны только местным. Например, эпизод с двумя монахами, которых разбойники ограбили. Были такие монахи. Их на пути из Глазго к югу ограбили некие разбойные лучники. Далее, в Geste упоминается ”comely King Edward”, а Эдуард Второй был известен своей красотой. Кирклесская часть баллады тоже вполне возможна. Там говорится о том, что Роджер де Донкастер был любовником приорессы в Кирклессе. Вот что пишет епископ Йоркский в 1315 году о том, что он слышал «скандальные слухи о монахинях... тайком принимающих у себя как монахов, так и мирян, и остающихся с ними наедине в потайных местах, что вызывает мысли о грехе». Так вот, Робин просто появляется у ворот женского (!) монастыря, просто стучит в окошко в воротах, и его без вопросов впускают! (Лично мне этот эпизод всегда казался подозрительным).
Валентин Харрис попытался также идентифицировать по судебным хроникам Вэйкфилда остальных членов шайки Робин Гуда. Хотя в балладах и говорится о том, что у Робина в подчинении была сотня молодцов, но конкретно ведь называются и переходят их баллады в балладу только несколько. Харрис нашел Адама Скакелока, который мог быть Уиллом Скателоком из баллад (почему нет, там его имя здорово изменяют все время), и нашел Джона Найлера, который мог быть Маленьким Джоном по описанию. Нашлись сэр Ричард Ли, а также Роджер де Донкастер. Одно но: судя по судебным записям, характеры этих людей совершенно не соответствовали характеру их тезок из баллад.
К слову, те же судебные записи упоминают не одного, а троих Робин Гудов – имя нередкое. Да и Донкастеров нашлось двое, хотя один из них, капеллан, вряд ли мог переродиться в балладе в рыцаря. Есть и другие сложности с доказательством того, что Робин Гуд из баллад и Робин Гуд из Вэйкфилда были одним лицом. Главное – то, что в тех местах Эдуард Второй никак не мог считаться хорошим королем. Это Томас Ланкастер был чуть ли не местным святым, а Эдуард был плохим захватчиком. А монахини... Ну, йоркширские монахини скандализировали общество лет 60, как пишет историк Эйлин Пауэр.
Лично мне эта теория не нравится вовсе. Странно, что в Гудбердской теории досканально совпадают события, но не имя, а в Вэйкфилдской совпадает только имя и место действия.
@темы:
Англия Плантагенетов