Говоря о женщинах-художницах 1700-х, никак нельзя умолчать о злейшей сопернице Виже-Лебрён, о Аделаиде Лабиль-Гийяр (1749 – 1803). Жизнь у нее была куда как менее интересной, чем у Лебрён, но ее работы красуются в Лувре, Версале, Национальном Музее в Варшаве, и, почему-то, в огромном количестве американских музеев.

Автопортрет в миниатюре
читать дальшеАделаида была дочерью лавочника, у которого одно время работала Жанна Бику, будущая мадам дю Барри, с которой она дружила. Совершенно неясно, почему Аделаида подростком начала брать уроки живописи у миниаютюриста-швейцарца Франсуа-Эли Винсента. Возможно, ее родители считали рисование миниатюр подходящим увлечением для девочки из хорошей семьи. Очевидно, девочка оказалась не без таланта, потому что ее автопортрет в миниатюре (см. выше) был выставлен в салоне Сен-Люк. А было художнице в тот момент всего 15 лет.
Жизнь ее, несмотря на успех, шла по накатанной колее. В 20 лет Аделаида вышла замуж за какого-то ничем не знаменитого Николя Гийяра, после чего стала ученицей Мориса Квентина де ла Тура. У него она изучала пастельную технику.
А в 1777 году она решила учиться писать маслом, и учиться у сына ее первого учителя. Франсуа-Андрэ Винсент, один из главных неоклассицистов, сыграл некоторую роль в жизни Аделаиды, и не только как учитель. Во всяком случае, именно в том году Аделаида оставила мужа и открыла свое ателье, начав преподавать и зарабатывать этим на жизнь. Она вышла замуж за Франсуа-Андрэ, но гораздо, гораздо позже, в 1799 году, когда ей было уже 50 лет.
Франсуа-Андрэ
Я уже писала, что ее приняли во Французскую Академию одновременно с Виже-Лебрён, но, положа руку на сердце, шесть лет разницы в возрасте явно сделали Аделаиду более зрелой художницей, чем была в тот момент ее соперница. Мы помните, что Лебрён представила в качестве приемной работы, да? А вот Лабиль-Гийяр представила этот портрет:
Скульптор Pajou
Хотя в возрасте Лебрён и Аделаида рисовала томных толстушек, хоть и без всяких аллегорий.
Приятный сюрприз
Несмотря на свой потенциал, Аделаида продолжала рисовать, по большей части, сладенькие миниатюрки аристократок в кругу семьи, вскармливающих самостоятельно своих младенцев, как велел им великий Руссо. Деньги это приносило, славу – нет. Аделаида была женщиной неглупой, и вывод сделала быстро. Ее роскошный автопортрет с двумя ученицами произвел фурор (хотя явно был написан в виде ответа автопортрету Лебрён), и обратил на себя внимание сиятельной тезки, тетушки Короля Луи XVI, которую тоже звали Аделаидой.
Мадам Аделаида
С тех пор жизнь начала улыбаться Аделаиде. Обе тетушки короля и его сестра ее обожали, а обожание королевских родственников всегда дорогого стоит: мало того, что дамы сами заказали свои портреты, по еще и добились для своей художницы пансиона в 1000 ливров, что для женщины в ситуации Лабиль-Гийяр было совсем не лишним. Звездным часом Аделаиды должен был стать очень композиционно сложный портрет графа де Прованса, но звездный час не состоялся из-за революции. Граф эмигрировал, а суровые революционеры потребовали, чтобы Аделаида уничтожила работу. Да-да, ее тщательно проверили на лояльность делу народа и революции, ведь в прошлом художницы был грех рисования презренных аристократов.
Эскиз к портрету графа
Впрочем, Лабиль-Гийяр вовсе не была роялисткой, хотя и получала с огромным удовольствием аристократические деньги. Она и не подумала эмигрировать! Напротив, теперь, когда Лебрён была в эмиграции, Аделаида осталась вне конкуренции. Выяснилось, что главные фигуры Республики любили собственные портреты ничуть не меньше своих злейших врагов-аристократов. И Лабиль-Гийяр их рисовала, от Робеспьера до д’Эгильона. Даже страшные дни террора она не пропустила без выгоды для себя: наконец-то она смогла официально развестись со своим чуть ли не 20 лет назад оставленным мужем. В том же году, при помощи Иоахима Лебретона, шефа музейного бюро, она получила квартиру в Лувре и пансион в 2000 ливров.
Робеспьер
Больше работ (думаю, все известные) найдется вот здесь: www.ladyreading.net/labille-guiard/gallery.html
Я процитирую твои посты в сообществе Rosati?)))
соперница более знаменита, ее имя чаще встречаю. А я не переврала, случайно, это имя? По Виже-Лебрён была ссылка в русскоязычную Вики, поэтому я знала, как пишется, а эта - Labille-Guiard.
Я еще дополню сейчас ссылкой на галерею, вчера просто забыла. Там кто-то собрал о ней все, что, очевидно, известно.
Вы очень симпатично написали о художнице
...и - вот, посмотрите - в ЖЖ есть еще коллекция ее работ - аж в трех частях - вот, вот и вот здесь еще один
Только имя художницы по-русски передается как Лабий-Гийяр (или - ранее - Лабиль-Гийяр)