Итак, Ричард Глочестер отправился с молодой женой на север, практически – с правами вице-короля, полностью оставив придворную жизнь с ее интригами и напряжением. Обязанностей у молодого герцога к тому времени было и без нового назначения немало: старший судья Северного Уэльса, хранитель западного пограничья с Шотландией, хранитель королевских лесов до Трента, старший сенешаль северных частей графства Ланкастер, Лорд Адмирал и Коннетабль Англии. В придачу к этому, ему нужно было управлять огромными владениями, подаренными ему братом, и имуществом жены, которое король ей вернул после того, как Анна стала ему невесткой. Синекурой его новая должность тоже не была. Север страны издавна раздирали локальные войны де Перси и Невиллов, Клиффордов и Монтегю. На прекращение этих раздоров Ричард и обратил всю свою энергию. И ему действительно удалось прекратить и военные действия этих баронов друг против друга, и их распри – волей, личным присутствием и терпением.
читать дальшеО деятельности Ричарда на севере сохранилась масса записей в муниципальных архивах тех городов и городков, которые попали под его юрисдикцию. Несомненно, что это время было самым ярким и славным в жизни Ричарда Глочестера. Великолепный администратор и харизматический лидер, он довольно быстро вызвал у северян настоящее обожание. Резиденцией Ричарда был Помфрет Кастл, но домом ему стал Миддлхем, принадлежащий некогда Варвику, и подаренный королем Ричарду. Там в 1473 году у молодой пары родился сын, которого они назвали Эдвардом.
Ричарду пришлось отстраивать многие хозяйства, разрушенные во время военных действий, но восстанавливать строения было гораздо легче, чем возраждать в людях мораль и подчинение закону, которые были полностью коррумпированы за долгие годы негодного правления Генри VI и гражданской войны. В этом на помощь администрации Ричард призвал церковь. Будучи человеком умным, он не ограничился тем, что пастве напоминали теперь о том, как подобает жить христианам. Ричард вложил немало средств в восстановление разоренных церковных библиотек, организовал школы для населения. В Кембридже он основал 4 профессорских поста, восстановил Фолмир в Кембриджшире.
Хроники северных городов рисуют Ричарда Глочестера, как человека справедливого к бедным и гостеприимного к богатым, экономного, разумного, непоколебимо справедливого, набожного, и очень внимательного к самым мелким делам его подчиненных, вникающего в их повседневные проблемы. И это не миновало внимания короля, который наградил брата за службу: " The king, in consideration of the laudable and commendable service of his dear brother, Kichard Duke of Gloucester, as for the encouragement of piety and virtue in the said duke, did give and grant to him, &c. &c. the honour, castle, manor, and demesnes
of Skipton, with the manor of Marton." (парламентские записи)
Любопытно, что в тот период герцог Глочестер не только не проявляет ни в чем знаменитую свирепость Плантагенетов, но даже сдерживает от ее проявления своего брата короля. Это ясно из истории, случившейся в феврале 1475 года, когда король, раздраженный многчисленными провинностями и примерами неподчинения маркиза Монтегю (Джона Невилла), решил навечно лишить имущества всю семью маркиза. Ричард пишет брату:
«...at the humble request and prayer of his right dear brother, Richard Duke of Gloucester, and other lords of his blood, as of other his lords, spareth, and will no further proceed in that behalf."
Но Ричард не был бы Ричардом, если бы он не учел, что наследники Монтегю, а именно сын лорда, мог когда-нибуль потребовать свою часть от имущества Ричарда Варвика, приходившемуся ему дядей. Поэтому Ричард скрупулезно оговорил, что будущий глава этой ветви дома сможет претендовать только на имущество, унаследованное от собственного отца: " The king, remembering the great and laudable services that his said right dear brother, Richard Duke of Gloucester, hath dyvers tymes done to his highness, ordaineth and enacteth that his said brother shall have and hold to him and the heirs of his body so long as there should be any heir male of the said marquis' numerous honours, castles, lordships, and manors (which are enumerated) in the county of York, which lately belonged to Richard Neville, late Earl of Warwick. If the issue male of the said marquis died without issue male during the duke's lifetime, he was to hold the estate for his life.»
Ричард также приложил все усилия к тому, чтобы освободить от навязанного ей монашества свою тещу, графиню Варвик, которой пришлой идти в монастырь в следствии объявления ее муже предателем королевства и конфискации всего имущества. Надо сказать, что герцогу Кларенсу это пришлось не по нраву. Впоследствии Руис обвинит Ричарда и том, что тот держал графиню пленницей в ее собственном доме, после того, как она бежала к нему, ища защиты от монашеской мантии.
Обвинения Руиса абсурдны: монастырь был единственной защитой для графини Варвик в обстоятельствах, когда вся семья была объявлена среди предателей королевства. Как жену графа, ее вполне могли просто казнить – тем более, что она деятельно принимала участие во всех делах своего мужа. И ни к кому графиня не бежала. Ее имущество было разделено указом короля и актом парламента в 1472 году, а в 1473 она была освобождена из монастыря, и ей был придан даже эскорт охраны, который сопроводил графиню Варвик до ее места жительства. Надо сказать, что в 1474 году парламент довольно жестоко решил, что она не имеет права ни на какие свои владения «как если бы она была мертва», но при чем здесь Ричард Глочестер? Скорее, здесь видна рука неуемно жадного герцога Кларенса.