понедельник, 11 января 2010
Главным поставщиком наручников и ножных кандалов для Столичной полиции и полиции Сити была фирма Хьятта в Бирмингеме, с конца 18 века обеспечивавшая потребности в кандалах британских тюрем. Сотрудничество началось приблизительно в 1832 году.
Первоначально полицейские наручники имели восьмеркообразную форму (и были известны как "ирландская восьмерка"). Это были довольно дорогие никелированные кованные изделия, представлялвшие собой два шарнирно скрепленных браслета. Каждый из браслетов имел подвижную дужку, позволявшую пропустить запястье арестованного и затем фиксировавшуюся при помощи защелки с тугой пружиной либо закрывавшуюся ключом, поворачиваемым в замке с цилиндрическим барабаном. Для предохранения кожи задержанного от повреждений и ссадин, наручники имели скругленные кромки. Открывались эти наручники либо поворотом вставленного в цилиндрический барабан ключа, либо ввинчиванием в винтовую резьбу замка ключа с нарезанной резьбой, отжимавшего защелку. Они стали выходить из употребления в середине века, хотя отдельные образцы продолжадли изготавливаться и позднее.
читать дальше"Это приспособление не дает арестованному даже той мизерной свободы, которую позволяет его современный аналог, - писал в 1894 году в "Стрэнде" бывший инспектор Морис Моузер в статье, посвященной наручникам. - Оно использовалось в основном для непокорных арестованных, прибегавших к насилию, поскольку удерживало руки в фиксированном положении либо спереди, либо позади тела за спиной. Боль, которую оно причиняло, придавало ему характер наказания, а не просто профилактической меры против сопротивления или нападения. Этого наказания любые арестованные боялись повсеместно, ибо нет более невыносимой боли, чем от неподвижно скованных конечностей."
Ко временам Холмса большее распространение получили две другие разновидности наручников-"дарби" с браслетами, соединенными короткой цепью: наручники фиксированного размера (примером которых могла служить модель 104 фирмы Хьятта) и наручники, позволявшие проиводить в небольших пределах подгонку размера браслета (например, модель 115 той же фирмы). В первом случае наручники выпускались обычно трех типоразмеров: на средних и крупных мужчн, на женщин и худощавых мужчин, на субтильных женщин и детей. Естественно, в полицейской практике первые были наиболее востребованы. Во втором случае с внешней стороны на хвосте поддвижной дужки браслетов были нарезаны несколько засечек, которые позволяли фиксировать его в нескольких положениях.
Сами полицейские довольно критично относились к этой части своего дежурного инструментария. Как писал тот же инспектор Моузер, "английские наручники - это тяжелые, громоздкие, неуклюжие механизмы, которые в лучшие времена и при самых благоприятных обстоятельствах чрезвычайно трудны для применения. Они весят более фунта, их нужно отпирать ключом тем же способом, которым заводят средние восьмидневные часы, и Бог знает как закреплять на запястьях арестованного. Это продолжительное, трудное и весьма неприятное действие, а когда арестуемый сопротивляется и дерется, в известной степени почти невозможное. Фактически арестованного надо одолеть или подчинить своей воле, прежде чем его можно будет окончательно и бесповоротно взять под арест.
Даже надев наручники, мы даем умному и мускулистому головорезу одно из наиболее грозных орудий преступления из тех, что могли бы у него появиться, поскольку он может нанести, - а часто и наносит, - тяжелейшие удары тому, кто его арестовывает. Другим большим недостатком является то, что эти наручники подходят не для всех запястий, и часто офицер обнаруживает себя в затруднительном положении, имея пару наручников, которые слишком малы или слишком велики; если же имеет место последнее, и "браслеты" оказываются в руках арестованного, а не на запястьях, в его распоряжение попадает кастет, удара которого не пожелал бы и храбрейший."
Среди детективов наравне с обычной веревкой, которой продолжала отдавать предпочтение наиболее консервативная часть работников уголовного сыска, пользовалась популярность американская система Джона Тауэра. Как ехидно писал Моузер: "Поскольку английские наручники созданы были исключительно для преступников, которые спокойно смирялись с неизбежностью, сочли целесообразным найти устройство, применимое во всех случаях. Такое усовершенствованное изделие приходит из Америки, и, как более легкое, не столь неуклюжее и которое легче спрятать, находит общее одобрение среди офицеров Скотланд-Ярда."
На регулируемых наручниках системы Тауэра с двойным замком, выпускавшихся с начала 1880-х, была применена дужка округлого сечения, отверстие замка находилось на ребре замочного блока. Чтобы предотвратить самопроизвольное затягивание наручников на руках арестованного и возможное открытие замка наручников при помощи отжатия собачки какой-нибудь металиической пластиной, просунутой вдоль дужки, был предусмотрен режим фиксации. Поворот ключа на полоборота по часовой стрелке открывал замок, а если ключ поворачивали на один оборот в противоположную сторону, то в этом положении язычок замка фиксировался и его уже невозможно было отжать. Для снятия фиксации надо было опять вставить ключ и повернуть его на один оборот против часовой стрелки, а чтобы открыть браслет - еще на полоборота налево.
Неизменным спутником полицейского на дежурствах была дубинка (truncheon). Считается, что английское слово "truncheon" происходит из старофранцузского "tronchon", означавшего короткую палицу или дубину. Дубинки носили сторожа и приходские констебли еще со средних веков, постепенно из средства самозащиты они превратились также в символ власти. В восемнадцатом веке на дубинках рисовались герб городского района или вензель царствующего монарха, в правление королевы Виктории на дубинки наносились буква дивизиона и номер.
Традиционно дубинки были украшены росписью, придававшей им несколько легкомысленный вид. Первые "бобби" носили в кармане, вшитом в фалду фрака, 20-дюймовую (ок. 50 см) бамбуковую или оксандровую дубинку, длину которой уменьшили до 17 дюймов (42 см) в 1856 году. Бамбук был заменен на палисандр (дальбергия), использовалась также древесина дуба, железного дерева (бакаута) и ясеня. Спустя семь лет дубинки перекочевали в специальную застегивающуюся кожаную кобуру для ношения на поясе, которую отменили только в январе 1887 года. Причиной для такой отмены стало желание сделать менее заметным наличие дубинки у полицейских - теперь они должны были носить ее в специальном кармане, нашитом на штаны.
Этот способ ношения дубинки продержался до середины 1990-х, хотя даже в центральных дивизионах отказ от кобур растянулся больше чем на год - пока всем констеблям и сержантам не были выданы новые комплекты с модернизированными штанами. В 1888 году в качестве материала для дубинок стали использовать ямайское или западно-индское эбеновое дерево (cocuswood). У конной полиции дубинки были длиннее - от 21 до 36 дюймов (53-91 см). Чтобы в схватке с преступником или мятежником констебль не потерял свое оружие или оно не было выхвачено у него из руки, на рукоятке дубинки обычно имелся кожаный темляк.
@темы:
Англия