В комментах к моим постам о средневековых женщинах был затронут вопрос о том, а воевали ли женщины? Поскольку отдельно я этот вопрос никогда не расматривала, то полезла искать инфу, и действительно нашла подтверждения тому, что воевали, причем не только руководя оборонами замков и в локальных конфликтах. Оказывается, среди крестоносцев тоже были женщины. Понятно, что женщины участвовали в крестовых походах, известно немало имен. Но для меня было новостью то, о чем писал Имад ал Дин (1125 – 1201 гг), биограф Саладина о битве при Хаттине:
«Among the Franks there were indeed women who rode into battle with cuirasses and helmets,
dressed in men's clothes; who rode out into the thick of the fray and acted like brave men
although they were but tender women, maintaining that all this was an act of piety, thinking to
gain heavenly rewards by it, and making it their way of life. Praise be to him who led them into
such error and out of the paths of wisdom! On the day of battle more than one woman rode
out with them like a knight and showed (masculine) endurance in spite of the weakness (of her
sex); clothed only in a coat of mail they were not recognized as women until they had been
stripped of their arms. Some of them were discovered and sold as slaves.»
(Francisco Gabrieli. Arab Historians of the Crusades. Berkeley: University of California Press, 1969, 207)
читать дальшеСьюзен Эдгингтон и Сара Ламберт пишут по этому поводу в книге Gendering the Crusades (University of Wales Press, 2001):
«В средневековой Европе женщина воевала в случаях необходимости. От аристократки ожидалось, что она сможет организовать оборону своих владений и повести войска на поле битвы, если рядом не окажется мужчины, которому это дело может быть доверено.
Что касается крестовых походов, то они были не только военными операциями, но и паломничеством верующих в Святую Землю, так что женщины, несомненно, тоже «принимали крест» и присоединялись к походам, хотя те, кто проповедовал крестовые походы, предпочитали, чтобы женщины финансировали операции, но не примыкали к гарнизонам лично. Их аргументы ничем не отличались от аргументов по поводу женской службы в армии в наше время.
Главным аргументом всегда было то, что женщина физически неспособна принести пользу в битве, что силы у женщин иссякают быстрее, чем у мужчин, и что присутствие женщин в гарнизоне провоцирует мужчин. А поскольку в случае крестовых походах речь шла именно о паломничестве, проповедники считали особенно важным, чтобы мысли мужчин были сосредоточены на цели похода без отвлечений.
Несмотря на это, многие мужчины брали с собой в походы и женскую часть семьи – жен, дочерей, а самых молодых приводили матери и старшие сестры. Женщины проявляли очень большой энтузиазм по поводу крестовых походов, и охотно брали на себя самую тяжелую работу по уходу за больными и раненными, приготовлению пищи, окопных работах. Они обслуживали катапульты, использовали луки, присматривали за возведением укреплений и зачастую руководили защитой крепостей.
Неясно, насколько широко женщины воевали в активных отрядах крестоносцев. Два мусульманских источника говорят о том, что женщины были найдены среди убитых в битве за Акру 25 июля 1190 года. Причем описания настолько живые, что производят впечатление достоверных. Западные источники говорят только, что в тот день воевали «простые люди», то есть, эти женщины были простолюдинками, воюющими в пехоте. Западные источники также объясняют, что в тот день простолюдины пошли в бой самостоятельно, без командиров-аристократов, в эффективность которых они потеряли веру.
Что касается женщин, воюющих в коннице, то о них пишут только мусульмане. Ни один западный источник об этом не упоминает.»
Наиболее известны следующие работы о женщинах в крестовых походах:
James Powell, 'The role of women in the Fifth Crusade', The Horns of Hattin, ed. Benjamin Kedar (Jerusalem and London, 1992).
R. C. Finucane, Soldiers of the Faith: Crusaders and Muslims at War (London, 1983)
От себя хочу добавить, что, может, рыцарю и полагалось защищать прекрасных дам, но некоторые прекрасные дамы неплохо справлялись с эти делом сами. Например, герцогиня Гаита Ломбардская, которая появилась в 1080 году в Константинополе в полном доспехе, на рыцарском коне, рука об руку со своим мужем-норманном. Если кто сможен найти поэму «Турнир» Пьера Жентьена, то там описывается женский турнир в Париже, который был организован для подготовки дам к крестовому походу. Там поименно перечислены 50 участниц. Эта поэма лежит на англоязычных архивах, в сборнике поэзии, найдется по поисковым словам Pierre Gentien Tournament. Увы, на французском.
В Европе было вообще много леди, которые воевали, как рыцари, но, чтобы закончить с крестовыми походами (которые совсем не моя область знаний) я сначала чуть позже напишу о хорошо известных дамах, имена которых связаны с крестовыми походами.
Но вот, лично мне их жаль, конечно.... участь тех, кого взяли в плен незавидна.
Вопрос не в том, что женщины более слабые и типа пользы от них нет, они более уязвимы, если их поймать
satachi Ну, участь захваченных в плен вообще была паршивой, мужчин и женщин. И крестовые походы не были, конечно чистой и героической акцией. Была и проституция, и грабежи, и насилия. Все было. Жаль, что я вчера не забила в память ссыль((( Если найдешь, опубликуешь анализ? Интересно же. Я никогда не слышала о женских турнирах.
Но мужикам было полегче тем. что их не могли изнасиловать и запереть скажем в гарем, а если еще и забеременнеешь то вообще конец...
А вот что было с пленниками-простолюдинами?
1) Продать в рабство
2) Махнуть на своих или на деньги
3) В расход
Во французских поэмах есть бродячий сюжет - крестоносец и мусульманка.
Крестоносец сражается с воином, равным ему по силе, или, может быть, даже превосходящим его. Затем крестоносец, осенив себя знаком веры, побеждает, а раненый мусульманин срывает шлем и оказывается женщиной.
Женщина говорит, что полюбила храброго крестоносца, и просит окрестить ее перед смертью, чтобы быть с ним в раю.
Это откровенные христианские сопли, но сюжет-то есть!
Освит В общем, паршивые перспективы, чего там. Правда когда-то, где-то промелькнуло, что часть участников крестовых походов потом, осев в Святой Земле по разным причинам, работала телохранителями и у мусульман тоже. Не всем было куда и зачем возвращаться в Европу. Но могла и в романе каком-то увидеть, так что не ручаюсь.
Теперь можно?
Эта поэма лежит на англоязычных архивах, в сборнике поэзии, найдется по поисковым словам Pierre Gentien Tournament. Увы, на французском.
А не помните - где именно вы ее видели? Убила вчера полночи на поиск как по французскому названию, так и по английскому - нет нигде, хоть ты тресни. То ли у меня какие-то персональные глюки гугля, то ли не знаю. Если вы вспомните - буду очень благодарна. Если нет - прошу прощения за беспокойство.