Все знают, о чем эта опера, так? Что-то там многоплановое из Заветов: он – предводитель иудеев Самсон, она – филистимлянка Далила, враги навек.
читать дальшеПо ходу они то ли и правда влюбляются, но потом чувство долга пересиливает чувство привязанности, то ли изначально каждый играет в свою игру – Самсон хочет хорошенькую соблазнительницу, а она хочет выведать его секреты. В любом случае, для Самсона история закончилась плохо, что потом позволило многим поколения богословов высказывать, что они думают о плотской страсти вообще и о женщинах в частности.
вот на этой картине хорошо показано, как воспринимала Далила Самсона. Страх и отвращение, они видят дикого зверя, которого надо сделать неопасным
Ну так вот, в новой опере, которую показали в Финляндии в Олавилинна, всё еще интереснее. Он – в числе захваченных в кинотеатре заложников-израильтян. Она – в числе мусульман-террористов, арабов, этот захват организовавших.
Потом он выхватывает у заигравшейся террористочки оружие и освобождает заложников.
Естественно, на Далилу и была возложена миссия Самсона соблазнить, все секреты у него выведать, и потом обезвредить. С чем она и справилась - блестяще.
Разумеется, в опере для Самсона тоже всё плохо заканчивается.
Впрочем, для всех это плохо заканчивается: Самсон выхватывает гранату у одного из своих охранников - и взрывает всё. Занавес опускается.
Вообще-то, говорят, постановка Гая Монтавона довольно неуклюжа. Тем не менее, азербайджанский баритон Эльчин Азизов, просто бросил всё и уехал домой прямо посреди репетиций, потому что что-то там в трактовке оскорбило его чувства. Он должен был петь партию главного жреца Дагона, в данной интерпретации - иранца, почему-то.
Все это мило, конечно, но зачем перепев оперы был вообще сделан и что накреативившие пытались им сказать - ну совсем загадка. Хотя в антураже средневековой крепости это, наверное, смотрится классно. Жаль, что на ютубе только кусочек, но более старые версии имеются в количестве.
Я не знаю про скачивание. Говорю по существу. Последние двадцать лет в театрах Запада оперы в основом идут в современных декорациях и костюмах. Мой брат говорит:" В Венской опере я пою или в современном костюме с галстуком или в комуфляже". Т.е. целое поколение, приходящее в театр, не видело, к примеру, Набукко в нормальных декорациях.
Ilves*, ага, это как раз объясняет, почему народ рвется увидеть старые записи, где всё по-настоящему, как полагается - с костюмами и декорациями. Ведь театральные и оперные комтюмы - это тоже искусство со своей историей. Желательно, чтобы его не забыли.