Действие повести помещено в 1883 год. Д-р Ватсон устал до того, что услышав во время спектакля реплику «есть ли здесь доктор?!», подхватился автоматически и пошёл к сцене. То есть, доктору нужно отдохнуть, и он прописывает себе море и лень.
Холмс, тем не менее, убеждён, что смена деятельности – лучший отдых, и заманивает приятеля в Оксфорд, где в колледже Магдалины преподаёт его партнёр по интеллектуальным дуэлям времён молодости. А может, дело просто в том, что у Холмса на руках довольно простое дело, противник в котором, тем не менее, оказывается необычайно изворотливым, и ему нужен под рукой человек, ум которого устроен по-другому.

колледж Магдалины, Оксфорд
читать дальшеИтак, друзья оказываются в Оксфорде и попадают на обед, являющийся как бы годовщиной обеда в 1483 году, когда колледж Магдалины принимал короля Ричарда III. Ватсон не знает о Ричарде ничего, кроме того, что осталось в памяти из школьной программы, Холмс, разумеется, тоже. Президент колледжа произносит на обеде речь, в которой повторяет основные события, приведние на трон Ричарда, и перечисляет тех лордов, которые были на приёме 400 лет назад. Его речь невежливо прерывает именно тот человек, гостями которого Холмс и Ватсон являются, Мастермен-Пью. После того, как президент упоминает, что за обедом велись учёные дискуссии по просьбе и инициативе короля, Ватсон искренне удивляется, что такое чудовище могло быть интеллектуально, и упоминает, что его друг Стивенсон написал повесть, где Ричард показывается храбрым воином, но расчётливым, жестоким и «запятнанным преступлениями» человеком.
Мастермен-Пью резко и едко прохаживается по поводу подобных «исторических» повестей, давая понять, что считает читателей подобной литературы не слишком умными людьми. Отсюда разговор сворачивает, конечно, на Шекспира и на Прицев-из-Башни. Мастермен-Пью, уже порядком подвыпивший, требует от Холмса, чтобы тот вынес вердикт по делу, основываясь на своём методе. Холмс отмахивается, что через 400 лет его метод применить сложно, да и какой профит может быть получен от расследования истории, действующие лица которой умерли сотни лет назад. Мастермен-Пью цепляется за слово «профит», и очень быстро соскальзывает на оскорбительный тон, который безразличен Холмсу, но задевает Ватсона. Холмс дипломатично уходит, а доктор остаётся, и спор продолжается.
Мастермен-Пью, собственно, оскорблён тем, что Холмс явно считает учёность никчемным помощником в практической деятельности. Ватсон аргументирует, что учёность человека приводит к появлению у него мнений, под которыми нет других оснований, кроме ненадёжных документальных источников, и затем эти сложившиеся мнения заставляют человека относиться к реальному ходу событий предвзято, отвергая то, что не укладывается в сложившуюся систему. Дальнейший ход «обмена любезностями» между Мастерменом-Пью и Ватсоном можно свести к классическому «да кто ты такой?!». В результате получается так, что оскорблённый и разозлённый Ватсон берётся за расследование предполагаемых преступлений короля Ричарда, причём бесплатно, только при условии компенсации затрат на расследование.
Ватсон начинает с тех источников сведений, которыми пользуются англичане и по сей день, с небольшими альтерациями: пьесы Шекспира «Генрих Шестой» и «Ричард Третий», и «История Англии» Диккенса. Из этих книг Ватсон выясняет, в чём именно обвинялся Ричард. И вот что ему предстоит расследовать:
- убийство принца Эдварда Вестминстерского, которого, по словам Шекспира, Ричард убил
- убийство короля Генриха Шестого, в котором Ричарда обвиняет тот же Шекспир
- смерть Кларенса в Тауэре, за которой стоит Ричард, по утверждению Шекспира
- убийство наследника престола принца Эдварда и его брата, совершенное по прямому приказу Ричарда, и убийства приближённых принца (Энтони Вудвилла – лорда Риверса, Ричарда Грея – сына Элизабет Вудвилл от первого брака, и Томаса Вогана, человека Эдварда Четвёртого). Источник обвинений – Шекспир.
- убийство лорда Гастингса, обвинитель Шекспир
- убийство герцога Бэкингема, обвинитель Шекспир
- убийство Анны Невилл, королевы, обвинитель Шекспир
Итого, Ричарду предъявляется обвинение в одиннадцати убийствах.
Теперь задачей Ватсона становится провести расследование каждого случая. И решает он начать, разумеется, с осмотра места преступления наиболее громкого из убийств, останки жертв которого были найдены – с осмотра Кровавой Башни в Тауэре. Холмс, со своей стороны, договаривается телеграммой с губернатором Тауэра о допуске доктора к осмотру территорий, закрытых для туристов.
Две любимые темы в одном флаконе
1) Это про Ричарда
2) Это Холмсиана
хмммм
хочу
А еще - This item can be delivered to Russian Federation. )))
Ха, они еще и "комплект" в догонку предлагают "Richard III: The King Under the Car Park: The Story of the Search for England's Last Plantagenet King". )))
Сиенокая не является частью Russian Federation))))
А это где?
прям серийный маньяк какой-то!
спасибо за пересказ, очень интересно
Olyanka, а это книга Филиппы Лэнгли и Питера Хэммонда. Я её не стала покупать, потому что и так знаю повороты.
Nelvy, не в интиганстве дело, материала страшно много.
О-ля-ля, именно в этом и состоит "чёрная легенда".
Холмс отмахивается, что через 400 лет его метод применить сложно, да и какой профит может быть получен от расследования истории, действующие лица которой умерли сотни лет назад
узнаю старину Шерлока
Деяна Станкович, кстати, да. Атмосфера без всякого вымучивания очень естественно попадает в шерлокиановскую.
Деяна Станкович, Холмс отмахивается, что через 400 лет его метод применить сложно, да и какой профит может быть получен от расследования истории, действующие лица которой умерли сотни лет назад
Разве характерно это для Шерлока Холмса Конан Дойля? Его, по-моему, интересовали скорее сложность и интересность дела, чем оплата.
Деяна Станкович, естественно!
Merelena, спасибо, всё будет.
обвинитель Шекспир
Эк как серьезно! Шекспир против Ричарда. Или точнее - Шекспир против Ватсона и Холмса.
Ричарду предъявляется обвинение в одиннадцати убийствах.
прям серийный маньяк какой-то!
MirrinMinttu, я принадлежу к числу тех рикардианцев, которые считают, что Ричард достоин того, чтобы его канонизировали.