В принципе, прелесть этой серии в том, что она не имеет никакого отношения к Ричарду III. Перед нами история некоего адссского гибрида паука и аспида, уродливого телом и ужасного духом. Он не только горбат, он ещё и сильно хром, и левая рука у него практически не действует. Его никто не любит, и он не любит никого. То есть, перед нами - история глубокого инвалида, перехватившего трон у тех, кто считал себя лучше его, и павшего, в конце концов, под тяжестью проклятья.

читать дальшеБезусловно, лучшие за весь сериал сцены с королевой Маргарет, которая здесь действует как макбетовская ведьма, показывая всем в зеркале их судьбу, и проклиная их. Ночные кошмары Ричарда, в ночь перед Босуортом, тоже идут через зеркало Маргарет, и, умирая, он тоже видит только то, что видел в зеркале в момент проклятья - умирающего на поле боя себя.

Безумно хороша Маргарет и в сцене над могилами принцев, с Элизабет Вудвилл и герцогиней Сесилией. Там она даёт рецепт для того, чтобы возненавидеть Ричарда смертельно - преувеличить достоинства погибших, и преувеличить злодейства Ричарда. Как мы знаем, рецепт сработал достаточно успешно.
Женщины вокруг Ричарда, кстати, показаны в пьесе не в самом лучшем виде. Родная мать проклинает его, по большей части, потому, что он получился неудачным, но пережил более совершенные образцы. Анна принимает кольцо Ричарда над могилой невинно убиенного Генри VI, над которой она рыдала, и над которой проклинала того, чьей женой согласилась стать. Элизабет практически над могилой сыновей соглашается выдать свою дочь за Ричарда, и позволяет ему поцеловать себя. И каждый раз Ричард буквально немеет от изумления и отвращения. "Пустая, тщеславная баба!"

Дамы сыграли безукоризненно.
Порадовал Бэкингем. Он здесь - не пузатый, наглый, грубый лорд, каким его обычно рисуют. Его показали практически ровней Ричарду почти во всём, кроме решимости идти до конца. Он просто не понимает, до какой степени серьёзен Ричард. После сцены с горожанами, которых эти двое обвели, как лопухов, Бэкингем смотрит на Ричарда, насмешливо приподняв брови - дескоть, видал дураков? И наталкивается на абсолютно серьёзный, яростный взгляд. Бэкингем забавлялся, Ричард же сражался за то, чтобы получить высший приз.

Ну и ещё мы видим героического Генри Ричмонда, речи которого явно перекликаются с речами Генри VI. Мы видим милашку Стэнли, и добряков Мортона и Гастингса. Впрочем, Гастингс не настолько добр, чтобы не порадоваться вести о казни Риверса и Грея.

Финальной сцены, с коронацией Ричмода,я в картинках не нашла, так что пусть будет картинка с Ричардом на троне. Впрочем, финальной сценой была королева Маргарет, стоящая, как жрица смерти, над сотнями мёртвых тел на поле Босуорта.

Я не знаю, какой может выглядеть эта серия для тех, кто знает лишь, что был такой король. Но лично я, простите, треть фильма прохихикала.
@темы:
"экранизации vs каноны",
кино на радость нам дано
«Милашка Стэнли» что-то совсем добил.
И каждый раз Ричард буквально немеет от изумления и отвращения. "Пустая, тщеславная баба!"
И в этом случае, э-э-э, с ним трудно не согласиться
Почему-то вспомнила Камшу, которая двум своим "Ричардам" устроила-таки не хэппи-энд, так уползание или отмщение.
Это какое-то особое уродство, т.к. просматривая Игру престолов, я искренне сочувствую Тириону. Он мне по-человечески симпатичен.
Няшка Стэнли - это поклон 4-му графу Дерби, Генри Стэнли, который был чертовски важной птицей при Элизабет.
Snitka, я его тоже ужасно не люблю
Яртур, я ничего не могла с собой поделать. Всю сцену ночного кошмара смеялась, и когда персонаж начинал неуклюже взбираться на лошадь, и когда он ковылял по галереям. Говорю же, что не могу себе представить, что видит человек, с Ричардом не знакомый. Но те, кто знает, гарантированно или выматерятся, или будут ржать - изображаемый доходяга был бы убит в первой же битве.
*Trisha*, так Тирион - личность, человек. А тут показывают буйнопомешанный гротеск. Как такому можно сочувствовать? Наверное, так и было задумано. Что говорит о том, что тень Ричарда сильно беспокоила и королеву Лиз. У Бени, скорее, отталкивающая внешность, чем уродливое лицо.
ice_age, а у Шекспира там расставлено много маячков, дающих понять, что происходящего на самом деле не было, или было, но не такое. Там не имеет значения, каким был Ричард. Ему был нужен демон во плоти, и он его создал. Заодно и королеве потрафил.
Терпение и труд всё перетрут!
Не совсем в тему, наверное, но о Ричарде, Шекспире и трактовках. Недавно ходила на "Ричарда" с Файнсом. Не поручусь за то, что именно было задумано в этой постановке, но смотрела я пьесу как пьесу, оставив историю висеть на гвоздике, и никак не могла отделаться от мысли, что Вильям-то наш заявленным им самим как хорошистам ничего хорошего на самом деле не желает, сочувствовать им не сочувствует и попросту выводит их людьми, мягко говоря, неприятными. И Ричард со своими преступлениями оказывается выше всех этих агнцев, как минимум - он честнее, и на фоне этих невинных (одна матушка чего стоит) он смотрится куда лучше, так что если кому и сочувствовать, так ему.
Главный герой... Надо учитывать, что его резкие, честные замечания по существу - это монолог. То, что он говорит другим - это ложь и интрига, манипуляция и чудовищный эгоизм. Скорее, даже психопатия. Он понимает людей, что видно из монологов, поэтому знает, как их заставить поступить определённым образом. И он совершенно лишен эмпатии. Не потому, что не может, а потому, что люди ему - пешки. Неизвестно, как он относился к отцу. Возможно так же. Перед сценой нападения на дом Йорков, он идёт к столу, тихо споря с братьями, что "я смогу изложить это убедительнее, чем ты". Но отец оказывается слишком человеком принципов, чтобы им можно было манипулировать.
Можно ли оправдать манипуляции психопата тем, что люди, которых он использует и губит - не лучшие представители человечества? Лучших представителей (по пьесе - король Генри и его сын), которыми невозможно манипулировать, он просто убивает. Как убивает и Варвика, которым тоже не смог бы манипулировать.
В серии есть гениальный ход, когда Ричард постукивает кольцом по шахматной доске. То ли уходящие секунды, то ли удары сердца? Сначала всё идёт по плану, и стук размерен и неумолим. А потом события начинают развиваться слишком быстро, стук ускоряется, становится лихорадочным, и, в конце концов, он сметает со стола всю шахматную доску.
Но те, кто знает, гарантированно или выматерятся, или будут ржать
Вт я бы выматерилась, большим Петровским загибом.
Насколько я поняла, такова была задумка режиссёра. Я читала несколько интервью, из которых ясно, что в этой трактовке Ричарда не обучали военному искусству, считая инвалидом - там были слова, что его держали наравне с женщинами, он чувствовал себя не-мужчиной, бесполезным калекой. И Камбербэтч именно это и отыгрывает во всех сериях.
Не знаю, я вот Ричарду очень сочувствовала. Но я ему всегда сочувствовала, ещё с того момента, когда впервые прочитала пьесу и ничего про настоящего Ричарда не знала ) В принципе, он там единственный персонаж, которому можно сочувствовать, по-моему.
А в этой постановке мне очень понравилась трактовка Тюдора - такой хрупкий слащавый мальчик, почти карикатурный ) Не знаю, из каких соображений они выбрали на роль именно этого актёра, но мне в этом прямо какая-то ирония видится )
Главный герой этой части - не Ричард, а некий чертовски умный и циничный инвалид. В моём восприятии, во всяком случае. И, по-моему, Шекспир расставил достаточное количество очень ярких маячков, чтобы зрители поняли, что перед нами - не историческая личность. Сочувствие этот условный Ричард вызывает тоже весьма условное. Ну да, погано уродиться таким изуродованным, и расти нелюбимым, да ещё и быть предметом постоянных насмешек. Но ведь он не покорился. На свой лад, он в этой пьесе оказался победителем. Вопреки всем вероятностям, он сумел смоделировать события так, что получил высший возможный приз. И погиб, находясь на вершине власти. За что его жалеть?
А финал шикарен - вся такая благостная коронация и поле, усеянное трупами.
Мне вот как раз очень не понравилось в новой постановке с Файнсом, что они сделали привязку к нахождению останков. Ещё и заявили, что вот, мол, значит Шекспир был прав! Ричард был горбатым!
За что его жалеть?
Я сказала "сочувствовать", а не "жалеть"
Да, кстати, я не считаю Ричарда таким уж циничным - наоборот. Все вокруг него гораздо циничнее, как ни парадоксально. Вы же и пишете, что Ричард каждый раз "буквально немеет от изумления и отвращения", встречаясь с очередным проявлением человеческой натуры в окружающих. Он же, по сути, больший идеалист и моралист, чем все они! Можно сказать, что он ходит с фонарём и ищет Человека - и не находит. Все его действия - это что-то вроде испытания: если я вот так сделаю? А если так? А вот так?! Тоже стерпите?! Ну ни фига себе...
Ему и власть нужна не сама по себе, а как средство почувствовать себя человеком. Просто равным окружающим, и даже превосходящим их. Но радости от этого никакой - что за радость быть равным тем, кого он презирает, и даже превосходить их невелика заслуга. Ему там нет места "среди нормальных людей" не только потому, что он физически не вписывается в тот мир, где калеки отвергались, он и духовно туда не вписывается никак.
Вот почему мне понравилась постановка Ричарда Третьего в Трафальгар Студиоз с Мартином Фрименом в главной роли. Да - Шекспир, да - все по тексту, но режиссер умудрился ТАК поставить спектакль, что я от первой минуты до последней воспринимала спектакль именно как фарс, а совсем не как нечто "историческое".
сделали привязку к нахождению останков. Ещё и заявили, что вот, мол, значит Шекспир был прав! Ричард был горбатым!
Интересно, с чего они это взяли? Но ведь не было там горба ни разу! Выдумщики, однако.
“Why, I can smile and murder whiles I smile,
And cry 'content' to that which grieves my heart,
And wet my cheeks with artificial tears,
And frame my face for all occasions”
Нет, он не больший идеалист, чем Калигула, собственно. Тот тоже любил попробовать найти границу в одобрямсах окружающих, и тоже прифигел, когда такой не обнаружилось.
Olyanka, это был невидимый горб, очевидно. Позвоночник кривой? Кривой. Значит - горб, кому там интересны анатомические детали
Ну... я не знаю, что сказать ) Мне, как человеку с "научным складом ума" (для этого совсем не обязательно действительно заниматься наукой), очевидно, что невозможно изучать реальную историю реальных людей не то что по Пушкину и Шекспиру, но и по байопикам. Они могут служить лишь толчком для пробуждения интереса. Тех, кто этого не понимает... ну я не знаю, реально ли их вообще убедить в чём-то, если для них "реальность" - то что показали в кино или в театре. Элементарную разницу между реальностью и её отражением в искусстве надо же улавливать?
Именно так. При этом гордо потрясали муляжом искривлённого позвоночника, извлечённым из развёрстой на сцене "могилы"...
Ну так, идеалисты - это же страшные люди ) Они же не могут пойти на компромисс, смириться с несовершенством мира - им или всё, или ничего.
Ричард от себя самого тоже прифигевает ) В себе он тоже границу ищет - и в конце концов находит, в отличие от окружающего мира.
Odillia, угу, я тоже читала про это обоснование в интервью Камбербэтча - никому не нужный, домашний, феминизированный отщепенец: "You see the birth of somebody who is treated as an outsider by a family of able-bodied, athletic Adonises; someone who is left at home, being domesticated and feminised – left on his own to fester." (А остальные Йорки-то в этой постановке, оказывается, Адонисы и вообще прекрасны как клан Кеннеди))) А я плевалась от них, бестолковая))) "In Shakespeare’s story, Richard is fostered at a distance from the Kennedy-like family of perfect specimens. There’s very little care for him. His deep-seated anger and hurt leads to his ambition and everything we know of him. That was our way into humanising him."
Камбербэтч считает, что Ричард со всеми его интригами и планами... забавный. Он надеется, что его Ричард смешной. "There’s such humour in other moments where Richard relishes his plans. He’s an antihero because he lures us in. He’s very funny, hopefully."
Ричард от себя самого тоже прифигевает ) В себе он тоже границу ищет - и в конце концов находит, в отличие от окружающего мира. Odillia, и где она, эта граница для шекспировского Ричарда? Мне действительно интересно. Я очень люблю исторического Ричарда и поэтому шекспировский Ричард, - кто бы и как бы его не играл (даже Беня топлес с лишними рёбрами), - прижать к груди и плакать. Я тут не объективна
Позвоночник кривой? Кривой. Значит - горб, кому там интересны анатомические детали.
MirrinMinttu, так режиссеру и Бене были очень интересны эти детали. Поэтому Беню и раздели. И это, между прочим, не горб - это они сколиоз так изобразили. Всё в точности с последними научными открытиями - Шекспир был прав! По словам "The Guardian": "Famously he has always been portrayed with a hump, but the discovery of the skeleton of the real king underneath a car park in Leicester allows the production to deploy some scientific accuracy here. Benedict wears an impressive prosthetic full body makeup to create the appearance of scoliosis - a curved spine, and a right shoulder that is thrown much higher than the left, thus creating the 'hump'. It's a bold opening, confronting the audience more directly with the deformity than most stage productions, and the visual impact of it absolutely enhances Shakespeare's words."
...многие сцены сокращены и выпущены, подробны только те, что с Маргаритой. Вообще, на мой взгляд, сериал получился больше о Маргарите)
Kroiddilad, режиссёр и сценарист сказали, что они чуть ли не половину этих двух пьес вырезали - должны были уложиться в хронометраж серий: "Between a third and 50 per cent of the original text has gone." А Маргарет... так Софи Оконедо, её игравшая, очень дружит с режиссёром ещё с тинейджерства. Наверное, отсюда и такой акцент на неё. Я читала её интервью и парня, игравшего Генри VI. Они оба говорят, что пьес этих не читали (даже во время съёмок), с Шекспиром знакомы очень мало: особенно Софи, Том хоть в театральном училище в "Макбете" играл.
Исторические работы про своих персонажей не читали из принципа - помешало бы работе (но слышали, что в реальности было совсем по-другому). Играли только по сценарию, не отступая от него ни на шаг, и то, что они чувствовали, исходя из этого сценария.
Я тоже почитала о Софи Оконедо) не самый плохой акцент всё-таки. Они с Генрихом удачно друг друга дополняют.
Они оба говорят, что пьес этих не читали (даже во время съёмок), с Шекспиром знакомы очень мало А вот это неожиданно и жаль(((
Исторические работы про своих персонажей не читали из принципа - помешало бы работе пожалуй, соглашусь.