Do or die
Вот здесь: megaslav.livejournal.com/2175612.html
Мужик шокирован списком литературы для чтения на лето для 8-го класса:
Варнинг: нецензурщина под катом"Это какой ебобо данный список составлял? Он вообще с современными детьми общался?
Господи, да я это всё раньше читал, я был книжный мальчик. Но! Салтыков-Щедрин, Чехов, Тургенев, Куприн, Тэффи, Лесков - это не литература для детей! Это литература, которая писалась взрослыми для взрослых!
Повесть о житии Александра Невского!
Да лучше бы написали - "Прослушать трилогию Василия Яна "Нашествие монголов", чтец - Александр Клюквин, он ништяк" - был бы толк, подросток наушники вставил и пошёл приобщаться к литературе.
Нет никакого способа лучше отвратить от литературы 15-ти летнего мальчика, который думает о девочках, соцсетях и велосипеде для трюков чем заставить фтыкать в Салтыкова-Щедрина, которого я, взрослый дядя стал понимать после 25-ти лет!
И это с моим тысячным багажом прочитанных книг! Ёбана, я Чехова прочитал в 9 классе несколько томов, но врубился в богатство его языка после 25!
Мольер, блеать! "Мещанин во дворянстве", блеать! - да, я читал Мольера в 9-10 классе, в Белоруссии на даче, вытащив томик из дедушкиной "Всемирной библиотеки" но я был белая ворона, моя начитанность бесила одноклассников. Я сука Данте "Божественную комедию" отфигачил, я сука Мильтона "Потерянный рай" читал, Декамерон читал, я Эмиля Золя читал "Жерминаль", и возмущался тяжелейшими условиями труда шахтёров 19-го сука века!
Естественно мне было трудно с тёлками, с моим-то сраным багажом знаний и эрудицией! В 15 лет надо на рейвы ходить, а не слушать Битлз и читать на ночь Жюля Верна.
Короче, я считаю, что этот список составлял враг русской литературы, враг русской культуры. Скрытый, потаённый либераст, агент Госдепа и иностранных разведок."
Что тут скажешь, мы все по подобному списку учились. Кто-то читал из чувства ответственности, кто-то читать просто не мог, вырубало на третьей фразе. А кто-то познавал мир через чтение.
О том, как читала я
Я читала взрослые книги с самого начала, как научилась читать, буквально после букваря, и первые отчетливые воспоминания - это "Город и псы" (не понравилась) и "Брошенная в бездну" (очень понравилась). То есть, "Записки следователя" к второму классу, "Слово о полку Игореве" и "Ратоборцы", вперемешку с разрозненными историями Иванова, кажется, о Византии и княжеской Руси - до пятого, когда я влюбилась уже в древних римлян. Влюбившись, прочла всё, до чего могда дотянуться, включая "Лже-Нерона". После шестого класса пошли всякие там рыцари и прочая средневековщина от историй про Изольду Белорукую до "Генриха IV" Генриха Манна, через "Тиля Уленшпигеля", найденного у соседей, в библиотеке его не было, почему-то. А классика, от Пушкина и Флобера до Грина и Брета Гарта, была проглочена параллельно, где-то с 1 по 7 класс. Да, я читала с бешеной скоростью, потому что ещё и успевала довольно много времени проводить на улице, и много рисовать, и с многочисленными подружками во всякой фигне поучаствовать. Да, меня же ещё и "на музыку" гоняли в принудительном порядке, совершенно даром потраченные нервы и время. Лескова, правда, я прочла несколько позже - иллюстрации не зацепили в детстве внимания внутреннего "поисковика". Помню, как зачитывалась Мольером и Гёте после седьмого))) Нет, проблем с пониманием не было.
Что-то мне нравилось, а что-то - нет. Флобер и Рабле не понравились совершенно, ни тогда, ни позже. Проспер Мериме... "Хроники царствовани Карла IX" читались и перечитывались, начиная с пятого класса, многократно. "Кармен" протанцевала мимо. Я понимала, о чём пытается рассказать автор, но все герои были мне неприятны. Но главное в том, что в подростковом возрасте интуитивно ухватываешь ту часть личности автора, которую он невольно впечатал в свой роман. Тот же Достоевский. Да, я даже за годы школы читала и перечитывала "Преступление и наказание", потому что роман шедеврален во всех отношениях. Но когда я его читала после седьмого класса, я физически задыхалась в описанном автором Петербурге, и чувствовала в своей голове ту странную головную боль у Раскольникова. Когда я повзрослела, эта магия уже не срабатывала. Цвейга и прочла очень внимательно, потому что экзольтированной барышней я никогда не была, а его стиль странным образом восторженно-напряженно-надломленно истеричен, что ли. Вгоняет в странное состояние, в которое я сама никогда бы не попала, потому что оно - от совсем другой личности. И тоже очень образный. Когда я перечитывала Цвейга взрослой, я уже улавливала всё это со стороны, а почувствовать себя внутри текста уже не получалось. Это не значит, что мне нравились герои этих романов, вовсе нет. У всего Достоевского я не припомню ни одного персонажа, который мне нравился бы. Но я их чувствовала, не оценивая со стороны.
Чем старше становишься, тем больше накладывается на восприятие текста увиденных и услышанных клише, собственный пережитый опыт, тем меньше удается почувствовать всеми фибрами души то, что вкладывал в слова писатель, прикоснуться к его личности, примерить на себя слепок чужой личности его героев. Поэтому я - за то, чтобы читать "взрослые книги для взрослых" в детстве.
А есть книги, которые в детстве меня не задели вообще. О чем пресловутая "Муму", я сформулировала совсем недавно, в дискуссии у Бонмотистки на жж. Просто пришлось к слову вспомнить, и я смогла определиться. "Отцы и дети"... Наверное, я никогда не пойму, о чем и для кого, потому что все герои, кроме отца Кирсанова (на тот момент), вызывали у меня довольно стойкую неприязнь.
Но вот недавно мы говорили на ту же тему у Маурисьо, и Эла высказала мысль, что "книги из школьной программы - то единственное, что в каждой стране читали ВСЕ". Я не согласилась. Потому что сама, после школы, увлеченно рассказывала эти книги тем, кто сам их читать был по какой-то причине не в состоянии. Помню, что учителя были потрясены, что книги, на самом деле, интересны большинству тех, кому по литературе тройку еле натягивали. Они же меня слушала по часу, если не больше, стоя перед воротами школы в любую погоду. Тогда ещё не знали, что довольно большая часть людей просто не в состоянии воспринимать напечатанный текст, и это очень высокий процент. А у кого-то и дома условий не было в книжку вныриться. Хорошо что сейчас есть озвучки книг, хотя лично я озвучки не переношу.
Тем не менее, за все годы учебы в школе у меня никогда не было никого, с кем я могла бы взахлеб и на одном уровне восприятия обсуждать большую часть того, что читала. Ну, я хотя бы отчасти могла передать свои эмоции, рассказывая эти книги другим.
Мужик шокирован списком литературы для чтения на лето для 8-го класса:
Варнинг: нецензурщина под катом"Это какой ебобо данный список составлял? Он вообще с современными детьми общался?
Господи, да я это всё раньше читал, я был книжный мальчик. Но! Салтыков-Щедрин, Чехов, Тургенев, Куприн, Тэффи, Лесков - это не литература для детей! Это литература, которая писалась взрослыми для взрослых!
Повесть о житии Александра Невского!
Да лучше бы написали - "Прослушать трилогию Василия Яна "Нашествие монголов", чтец - Александр Клюквин, он ништяк" - был бы толк, подросток наушники вставил и пошёл приобщаться к литературе.
Нет никакого способа лучше отвратить от литературы 15-ти летнего мальчика, который думает о девочках, соцсетях и велосипеде для трюков чем заставить фтыкать в Салтыкова-Щедрина, которого я, взрослый дядя стал понимать после 25-ти лет!
И это с моим тысячным багажом прочитанных книг! Ёбана, я Чехова прочитал в 9 классе несколько томов, но врубился в богатство его языка после 25!
Мольер, блеать! "Мещанин во дворянстве", блеать! - да, я читал Мольера в 9-10 классе, в Белоруссии на даче, вытащив томик из дедушкиной "Всемирной библиотеки" но я был белая ворона, моя начитанность бесила одноклассников. Я сука Данте "Божественную комедию" отфигачил, я сука Мильтона "Потерянный рай" читал, Декамерон читал, я Эмиля Золя читал "Жерминаль", и возмущался тяжелейшими условиями труда шахтёров 19-го сука века!
Естественно мне было трудно с тёлками, с моим-то сраным багажом знаний и эрудицией! В 15 лет надо на рейвы ходить, а не слушать Битлз и читать на ночь Жюля Верна.
Короче, я считаю, что этот список составлял враг русской литературы, враг русской культуры. Скрытый, потаённый либераст, агент Госдепа и иностранных разведок."
Что тут скажешь, мы все по подобному списку учились. Кто-то читал из чувства ответственности, кто-то читать просто не мог, вырубало на третьей фразе. А кто-то познавал мир через чтение.
О том, как читала я
Я читала взрослые книги с самого начала, как научилась читать, буквально после букваря, и первые отчетливые воспоминания - это "Город и псы" (не понравилась) и "Брошенная в бездну" (очень понравилась). То есть, "Записки следователя" к второму классу, "Слово о полку Игореве" и "Ратоборцы", вперемешку с разрозненными историями Иванова, кажется, о Византии и княжеской Руси - до пятого, когда я влюбилась уже в древних римлян. Влюбившись, прочла всё, до чего могда дотянуться, включая "Лже-Нерона". После шестого класса пошли всякие там рыцари и прочая средневековщина от историй про Изольду Белорукую до "Генриха IV" Генриха Манна, через "Тиля Уленшпигеля", найденного у соседей, в библиотеке его не было, почему-то. А классика, от Пушкина и Флобера до Грина и Брета Гарта, была проглочена параллельно, где-то с 1 по 7 класс. Да, я читала с бешеной скоростью, потому что ещё и успевала довольно много времени проводить на улице, и много рисовать, и с многочисленными подружками во всякой фигне поучаствовать. Да, меня же ещё и "на музыку" гоняли в принудительном порядке, совершенно даром потраченные нервы и время. Лескова, правда, я прочла несколько позже - иллюстрации не зацепили в детстве внимания внутреннего "поисковика". Помню, как зачитывалась Мольером и Гёте после седьмого))) Нет, проблем с пониманием не было.
Что-то мне нравилось, а что-то - нет. Флобер и Рабле не понравились совершенно, ни тогда, ни позже. Проспер Мериме... "Хроники царствовани Карла IX" читались и перечитывались, начиная с пятого класса, многократно. "Кармен" протанцевала мимо. Я понимала, о чём пытается рассказать автор, но все герои были мне неприятны. Но главное в том, что в подростковом возрасте интуитивно ухватываешь ту часть личности автора, которую он невольно впечатал в свой роман. Тот же Достоевский. Да, я даже за годы школы читала и перечитывала "Преступление и наказание", потому что роман шедеврален во всех отношениях. Но когда я его читала после седьмого класса, я физически задыхалась в описанном автором Петербурге, и чувствовала в своей голове ту странную головную боль у Раскольникова. Когда я повзрослела, эта магия уже не срабатывала. Цвейга и прочла очень внимательно, потому что экзольтированной барышней я никогда не была, а его стиль странным образом восторженно-напряженно-надломленно истеричен, что ли. Вгоняет в странное состояние, в которое я сама никогда бы не попала, потому что оно - от совсем другой личности. И тоже очень образный. Когда я перечитывала Цвейга взрослой, я уже улавливала всё это со стороны, а почувствовать себя внутри текста уже не получалось. Это не значит, что мне нравились герои этих романов, вовсе нет. У всего Достоевского я не припомню ни одного персонажа, который мне нравился бы. Но я их чувствовала, не оценивая со стороны.
Чем старше становишься, тем больше накладывается на восприятие текста увиденных и услышанных клише, собственный пережитый опыт, тем меньше удается почувствовать всеми фибрами души то, что вкладывал в слова писатель, прикоснуться к его личности, примерить на себя слепок чужой личности его героев. Поэтому я - за то, чтобы читать "взрослые книги для взрослых" в детстве.
А есть книги, которые в детстве меня не задели вообще. О чем пресловутая "Муму", я сформулировала совсем недавно, в дискуссии у Бонмотистки на жж. Просто пришлось к слову вспомнить, и я смогла определиться. "Отцы и дети"... Наверное, я никогда не пойму, о чем и для кого, потому что все герои, кроме отца Кирсанова (на тот момент), вызывали у меня довольно стойкую неприязнь.
Но вот недавно мы говорили на ту же тему у Маурисьо, и Эла высказала мысль, что "книги из школьной программы - то единственное, что в каждой стране читали ВСЕ". Я не согласилась. Потому что сама, после школы, увлеченно рассказывала эти книги тем, кто сам их читать был по какой-то причине не в состоянии. Помню, что учителя были потрясены, что книги, на самом деле, интересны большинству тех, кому по литературе тройку еле натягивали. Они же меня слушала по часу, если не больше, стоя перед воротами школы в любую погоду. Тогда ещё не знали, что довольно большая часть людей просто не в состоянии воспринимать напечатанный текст, и это очень высокий процент. А у кого-то и дома условий не было в книжку вныриться. Хорошо что сейчас есть озвучки книг, хотя лично я озвучки не переношу.
Тем не менее, за все годы учебы в школе у меня никогда не было никого, с кем я могла бы взахлеб и на одном уровне восприятия обсуждать большую часть того, что читала. Ну, я хотя бы отчасти могла передать свои эмоции, рассказывая эти книги другим.
@темы: "Грани миров"
И ещё противно стало от того, что "я-то был умный, а вот они пусть скотами живут".
А ещё стоит напомнить дяде, что 15-летний - это не ребёнок. Это подросток. И читать взрослую литературу ему вполне можно и даже нужно.
И я искренне была благодарна моим сверстникам, что они терпят настолько огромную мою странность и даже книги дарить пытаются. На один ДР подарили СЕМЬ экземпляров одной и той же книги. (Которая у меня уже уже была, но дорого же внимание.
И я бы тоже перешерстила школьную программу, потому что после изучения этих книг на литературе я ни за что не стала бы их читать добровольно. Хорошо, что я этот список прочитывала заранее, потому что после "читки" на уроке можно было только получить прививку от этого автора на всю дальнейшую жизнь.
А я как-то поздно стал читать, и даже научился нормально поздно, честно говоря, лет так в девять, может, классе в пятом уже. Но как начал, тоже всё, что под руку попалось. От Майн Рида до Шпенглера)))
Шпенглер не пошёл)))Но может это от того что у меня еще родня вся такая))) И брат потом тоже был из книгочеев, правда он-то сразу пристрастился к фантастике с фэнтези.
Эльвинг, да, прочтение списка заранее - хороший выход. Но проблема для несчастных преподавателей, которых считают тупыми и с которыми спорят, хотя преподаватель вынужден вести урок по утвержденному плану, и позволить себе фрондерствовать могут очень немногие.
Мне кажется, что нужно детей именно знакомить с литературой - общее содержание, ознакомительные фрагменты, исторический антураж. Возможно - вместе с уроками истории. В конце-концов, Интернет пока есть у всех, да и алфавит учили тоже все... Честно лично я "Дивный новый мир" прочла именно после того, как обнаружила отрывок в хрестоматии. Причем Интернета у меня еще не было и я допрашивала библиотекарей несколько лет
В девяностых фэнтези было много, переводного в основном, просто его так никто не называл. Говард и Нортон, Урсула ле Гуин и Спрег де Камп, да и Толкиен, опять же))) "Про попаданцев" опять же, кстати)))
Да и наши старались. До сих пор не могу найти чисто самиздатовскую повесть, прочитанную в детстве, что-то типа "Хрустальная стрела". (но не те три, которые по ссылкам вылезают-) Мне до сих пор кажется, что очень хороша была.
Но вот Бальзак в старших классах "по программе" совсем не пошел. Засыпала. А пару лет спустя, в институте, начала читать не отрываясь!!!!
А Война и мир..... Меня от нее до сих пор или тошнит или в сон клонит. Сорри, но не мое.
В целом мне кажется много еще зависит от учителя литературы. Хороший учитель сможет заинтересовать произведениями из школьной программы (возможно даже ценой адаптации), а не очень хороший напрочь отобьет желание вообще читать все это.
Кстати учитель английского в классе у нашей малой предложил ученикам читать и обсуждать в оригинале Игру Престолов, дети очень воодушевились, дискуссии очень бурные, выражать свои мысли на английском учатся с удовольствием. Сомневаюсь что это получилось бы с каким-нибудь Диккенсом, например.
Еще приобщение к классике через экранизации мне кажется удачным вариантом, сперва кино посмотрел, заинтересовался - и книгу прочитал.
всё и сразу. Иногда случается забавное, когда натыкаешься на книгу, читанную в пять годочков.
Но с мужиком я согласна более чем полностью.
Нам было легче воспринимать эту литератуту, наши родители , параллельно смотрели по телевизору фильмы, то этим произведениям, нас было проще быть в контексте.
Вопрос "как могла Капитанская дочка даже смс папе не написать?" не смущал наши умы.
Мы жили ближе к тем персонажам, чем теперешние дети
Olyanka, меня вообще от творчества Льва Николаича тошит, но если в "Воскресении" и "Анне Карениной" есть сюжет, то что курил автор, когда писал "Войну и мир"?
leustean, думаю, дело не в том, что все медленно. Дело, скорее, в том, что в современной литературе делают акцент на то, что происходит, а раньше делали акцент на то, как происходящее проходит через человека, обстоятельно и подробно.
Фэнтези в СССР не было, это считался контрреволюционный жанр. Только один сборник в "Библиотеке современной фантастики" - кажется, именно для демонстрации, какая это гадость.
Ну, и первую часть Толкина по недосмотру напечатали. Помнится, приезжал к нам уже году в 84ом критик Вл.Гаков, рассказывал про Толкина, со слайдами, спойлерил и закончил тем, что это великий писатель, но у нас его полностью не опубликуют никогда, потому что пропаганда монархизма.
Ага, третий том "Возвращение короля", поэтому и издали только "Хранителей" в 1984, а второй том уже в 1989. Я пять лет ждала, воскреснет Гэндальф или нет. Я была уверена, что воскреснет, в 1 томе были намеки.
Я пять лет ждала, воскреснет Гэндальф или нет. - а меня этот самый Гаков как раз на эту тему и проспойлерил. Показывал слайды с белым Гэндальфом.
До того я в общем верил, что померла так померла.
Но тут я уже не копенгаген, я-то читать в девяностых начал, а тогда вал пошёл всего. Ну и знакомые, опять же, подобрались))) Папа, помнится, удивлялся. "Я знаю, куда у нас можно пойти в три часа ночи за водкой. За едой. За гранатой, в конце концов. Но вот уйти в два часа ночи в гости за книжками и принести стопку - это уже выше моего понимания..." -))
В некотором смысле повезло. А то 5 лет в неизвестности...
А в конце 80-х именно мы и начали фантастику выпускать. И почти одновременно с "Флоком" этим занялся "Северо-Запад".
Можно было сколько угодно пожимать плечами, но их мнение было не только извечным брюзжанием стариков: между обществом 1910 года и обществом 1920 года легла более глубокая, более непроходимая пропасть, нежели между обществом 1820 года и обществом 1910 года. (с)
TheMalcolm, но вообще-то фантастики-то было много, только выходила она приложением к журналам каким-то, чуть ли не "Наука и техника". Толкиэна, по-моему, в начале 80-х даже экранизировали. Просто я только сейчас задумалась, чем фэнтези от фантастики отличается. Элементом магии? Читала я, в таком случае, выпущенную в Питере довольно тощую книжку в стиле Индианы Джонса, как раз про блуждания в дженглях Амазонки, древних храмах и т.д. Где-то в 70-х выпустили. Точно знаю, что её кто-то из преподавателей ленуниверситета написал. Ну и, к слову, вполне себе Брэдбери издавался в какой-то внушительной серии типа "Фантастика и приключения", что ли. Очень-очень редкая, даже в библиотеках только в читалке. В общем, если подумать, то что-то было. Просто не было этих эльфов-вампиров-оборотней повсюду. Или были, да мне не попадались.
Нари, а вот это вообще как-то мимо меня прошло... Толкиэна я прочла уже в 90-х, и всего сразу)) В смысле, "Властелинов колец".
Olyanka, ты про кино, а я-то про книгу, там даже Ланового не было!))
Кангэно Сёши, ооооо, если читать в 90-х начал, то это уже был совсе другой книжный рынок, просто заполненный качественной фэнтези. И был такой момент, что буквально надо было иметь "своих" продавцов, если какую-то серию собирал. У меня с тех пор обалденная серия со странным названием "Монстры Вселенной" (не про монстров, и с Валледжио на обложках), и всё, что издавалось про Конана! И ещё тогда я Василием Головачевым зачитывалась, кстати.
puniagapi, "Повелитель мух" выходил в "Вокруг света", и "Неукротимая планета" - я была очарована "Планетой", а "Повелитель" казался мне весьма неприятным произведением. Каким-то неправильным. "Василий Теркин" вообще не задел. Но у нас его и не педалировали, к счастью.
"Неукротимая планета" - любовь с первой страницы. Ещё "Человек без лица". Библиотека современной фантастики, том 24
puniagapi, так вот как эта серия книг называлась!
полное собрание сочинений.
MirrinMinttu
Ты Головачева в каком издании читала, не помнишь? Не в "Золотой полке фантастики"?
Та же Википедия 3 страницы имен предлагает: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%...
Да и вообще... Многое слишком привычно для того, чтобы сказать: о, это же фэнтези!
Вот: www.rusf.ru/rsf-XIX/