Сегодня я узнала, что, в худшем случае, может означать термин "уход за умирающим". И напугалась до шока.
читать дальшеЯ писала, что в субботу, после обеда, одна старушка получила инсульт. Ну, она еще жива. Сначала ее положили под капельницу, но вчера вечером рука у нее распухла, и капельницу сняли. Сегодня утром я обнаружила, что новую не поставили. Понятное дело, подошла к фельдшерице, извинилась за то, что лезу не в свое дело, но так мол и так. Ну мало ли, забыли? Она сказала, что знает, и это сделано намеренно. Бабушку больше не будут поить и кормить через капельницу. Будут только мыть, переворачивать, ухаживать за кожей - и ждать, пока сдаст сердце.
Я, собственно, рухнула на стул. Уморить пациента??? Ну, вызвонили главврача, и был у нас с ней долгий разговор.
Значит, не лечат бабку потому, что инсульт произошел на сильную дементию и далеко зашедший Альц. То есть, в лучшем случае, мы получили бы практически неподвижного, выжившего из ума пациента. Чего сама старушка, пока была более или менее в себе, не хотела - по словам детей, а именно сына, который обозначен "ближним контактом". С моей точки зрения, слова сына несколько умаляет факт, что он потребовал, чтобы его не беспокоили ночью, если его мать умрет именно ночью. Вот врач и приняла решение, основываясь на медицинских исследованиях и желании пациента, высказанного родственниками.
Конечно, скоро в ход пойдет морфин и, если сердце окажется сильным, более тяжелые наркотики. То есть, бабка, теоретически, страдать не будет. Но меня угнетает мысль о том, как мало мы знаем о мозге, как мало мы вообще знаем о том, что такое жизнь. Она реагирует на раздражители. Только мы не можем понять ее реакций. Я представила себе чувства человека, которого оставили без питья и еды, и лишили возможности говорить. И оставили умирать от общего истощения. И мне стало очень, очень тошно. Я впервые поняла, с чего пошли, собственно, разговоры про эвтаназию.
Врач много говорила. Сама она женщина пожилая, и мать у нее совсем старая, и тоже где-то в хосписе, в глубокой депрессии. То есть, решение она не принимала холодно. Но пациенту-то от этого не легче? Как ни крути, сколько ни говори о свободной воле человека и ее святости, о том, что нельзя заставлять жить человека жизнью, которой он жить не хотел, это, извините, просто убийство. И даже не очень милосердное. Усыпляющий укол был бы гораздо милосерднее. Но уж совсем до такого края дойти здесь мораль не дозволяет.
Мораль, из которой выхолостили ее основу: не человеку принимать решения по поводу жизни и смерти других людей. Можно красиво обосновывать на миллионах страниц, что иногда это справедливо, что иногда это даже милосердно. Но вот когда перед тобой конкретный случай, то начинаешь понимать, что - нет, неправильно это.
Кстати, общей линии для врачей в этом вопросе нет. Например, университетские госпитали действуют в инженерных традициях: будем чинить, пока не сломается окончательно. Я читала в дискусиях об эвтаназии мнения самих врачей, что врач поддерживает жизнь, во что бы то ни стало, а не отнимает ее. Ну, в данном случае речь идет даже не об эвтаназии...
"Я желаю всей душой: если смерти - то мгновенной, если раны - небольшой". Аминь.
@темы:
"Этот мир придуман не мной"
все-таки организм очень сильно мучается от обезвоживания.
в том-то и дело, что нельзя
Но это Израиль. У вас... не знаю, не буду судить. =(
Вивиана О., да. Ни одному животному здесь не позволят так умереть. Даже судебно осудят, если животное оставить умирать подобным образом. А человека - можно. Ради его когда-то выраженной воли. Возможно выраженной. Вот я еще утром бы сказала: конечно же не хочу жить овощем! Но потом я узнала альтернативу, и несколько пересмотрела свои ценности. ТАК умирать мне бы не хотелось.
В конце концов врача оправдали, после нескольких судов. Думаю, теперь, если (не дай Бог!) она попадет в такую же ситуацию, то снотворного не будет.
Мой отец умер от инсульта за 3 дня, повезло. И за эти 3 дня, которые я провела в больнице в его палате, я пришла к выводу, что поддерживать такую жизнь - немилосердно и порочно в сути своей. Что природа таки распоряжается мудро, оставляя тех, кто неспособен вылечиться, к юрисдикции круговорота веществ в природе, так сказать.
И, признаться, не понимаю тех, кто думает, что "это жизнь".
У нас в стране запрещена активная эвтаназия. Не продлевать жизнь смертельно больному человеку можно, если он оставил соответствующие указания. У нас в больницах некоторым раковым больным, которые уже практически при смерти дают морфий в высоких дозах, от боли, но зная что такая доза может пациента убить. И их не подключают к аппарату искусственного дыхания. (обычно родственников ставят в известность).
Но если уже подключил к аппарату, то пока не удостоверятся в смерти мозга - от аппарата не отключат
Сама идея отключения от искусственного дыхания у меня ассоциируется с удушением.
Мне в основном было жалко маму, которая приходила очень редко и знала, что ничего сделать нельзя. Трудно представить её чувства - он каждый раз видела других деток, которых выхаживали (почти всех) и они отправлялись домой.
Где-то раз в неделю у ребёнка начинались ухудшения и врачи могли просто прекратить вытаскивать с того света ребёнка, у которого не было никаких шансов, но наши интерны (именно они) не сдавались и раз за разом "спасали" его. Это было ужасно. Все сёстры (все) считали, что это не правильно. У нас создавалось впечатление, что интерны просто тренируются на нём (я надеюсь, что это было не так).
И опять же вопрос - родственники говорят, что больная желала бы того и того - как-то меня такое положение вещей напрягает. Одно дело, если здоровый человек когда-то четко высказал свою волю, а когда вот так, когда родственники утверждают, что он знает истинное желание больного - сразу возникают непрошенные подозрения в их недобросовестности. Особенно если там есть наследство.
Это просто в голове не укладыается
Попробуйте как-нибудь недельку не пить. Потом будете писать, как вам было - так жить. Вы просто не понимаете, что это - не эвтаназия, это пытки в стиле доктора Менгеле. Я знаю, что такое обезвоживание, и ваши слова кощунственны.
Здесь ведь говорят не о том, чтобы ее выхаживали всеми способами, а чтобы не мучали, пока она умирает.
И еще. У каждого врача - свое кладбище.
У меня бабушка умирала без воды и еды, на последней стадии рака пищевода она не могла глотать. Я до сих пор не могу простить себе, что не сделала ей укол.
"Убей, но не мучай".
lurik, зачем спасать то, что нежизнеспособно? Надо было его сразу усыпить, как родился. Нет мозга, нет жизни. Поддерживать такое существо просто негуманно.